Найти тему
ArtAlebrio

​Каким мог бы быть мемориал «Героическим защитникам Ленинграда», если бы советские чиновники не зарубили главную задумку его скульптора?

Михаил Аникушин (1917–1997) — советский скульптор, создавший немало замечательных памятников, которые и сейчас украшают улицы Российских городов. Хотя поначалу ничего не предвещало успешной творческой карьеры. Родился он в 1917 году — время, когда произошёл коренной слом всего жизненного уклада миллионов людей, для одних в лучшую сторону, для других в худшую. Отец Михаила, Константин Аникушин работал мастером-паркетником, в целом неплохо зарабатывал и полностью обеспечивал свою семью. Однако после революции его паркетные полы никому не стали нужны — богатым купцам и помещикам было явно не до них, потому пришлось от нужды перебраться из Москвы в село Яковлево, под Серпуховым, где прокормиться и свести концы с концами было легче. Но даже живя в деревне, Михаил рано начал рисовать и лепить, проявлял в этом деле определённые способности. Потому, когда семья вновь вернулась в Москву, поступил в детскую студию рисунка и лепки при Дворце Пионеров.

​Михаил Аникушин в детстве
​Михаил Аникушин в детстве

Миша уже твёрдо решил связать свою жизнь с искусством, потому поехал в Ленинград поступать во Всероссийскую академию художеств. Там он занимался у скульптора Александра Матвеева, и достаточно успешно — получал хорошие оценки и уже на третьем курсе участвовал в крупном всесоюзном конкурсе скульптуры, сумев занять там высокое место, впереди 75 профессиональных скульпторов. Это был памятник азербайджанскому поэту Низами Гянджеви, который должен был стоять в Баку. Но что-то не срослось — памятник так и установили, возможно, посчитали, что есть и более достойные пролетарские кандидаты, но на эту работу нужные люди обратили внимание и перспективного скульптора Аникушина «на заметку».

А потом началась Великая Отечественная война. Про учёбу пришлось забыть, студенты и преподаватели взяли в руки лопаты, строили оборонительные сооружения и рыли окопы на подступах к Ленинграду. Аникушин тогда уже заканчивал обучение и как подающий надежды скульптор мог получить бронь от армии и эвакуироваться из осаждённого города. Однако отказался это делать, стал красноармейцем, устроился санитаром в военном госпитале, и прослужил там до окончания войны. И служба была не из лёгких, как в моральном, так и физическом плане — нужно было вытаскивать раненых солдат и офицеров под пулями с поля боя, а потом, уже в госпитале, пытаться облегчить их страдания. Приходилось помогать хирургам проводить операции, причём самые разные, в том числе и ампутацию конечностей. Спасала живопись — в свободную минутку Аникушин делал зарисовки в своём походном блокноте. В 1945 году вернулся в уже ставший родным Ленинград, а спустя два года закончил Академию художеств. В качестве дипломной работы вылепил статую юноши-фронтовика — сколько их он видел в годы войны;  молодых и здоровых, готовых воевать за Родину, растерянных и подавленных, особенно если ранение оказалось тяжёлым.

Статуя юноши-фронтовика
Статуя юноши-фронтовика

Статуя получилась очень убедительная, пусть её и мало кто видел — всё же это учебная, а не широко известная работа известного скульптора.

Но в случае Аникушина признания долго ждать не пришлось. Вскоре он создал статую, которую наверняка видел каждый, кто хоть раз бывал на площади Искусств в Санкт-Петербурге. Уже в 1949 году Аникушин стал работать преподавателем скульптуры в той же самой Академии художеств, которую закончил два года назад. Тогда организовали всесоюзный конкурс на создание памятника великому поэту и именно Аникушин — тогда ещё вчерашний студент и молодой преподаватель, сумел обойти всех конкурсантов. Возможно, помог интерес к личности и творчеству Пушкина, а также учёба у Александра Матвеева — отличного скульптора и любимого преподавателя Аникушина. Тот тоже участвовал в подобном конкурсе, организованном в 1937 году, но памятник так и не установили, потом началась война и лишь в 1949 вновь вернулись к этой теме. Аникушин получил госзаказ на создание памятника — дело очень почётное и выгодное, правда, фундамент заложили в 1949 году, а окончательно установили лишь в 1957 году.

Михаил Аникушин с памятником Пушкину.
Михаил Аникушин с памятником Пушкину.

За это время Аникушин дважды его переделывал — в первый раз по рекомендации комиссии, а второй раз уже по собственному желанию. Когда его спросили, чем не устраивал утверждённой комиссией вариант, то Аникушин ответил: «Внешне оба памятника особенно не отличаются, но после исправления жест и движение стали более естественными и свободными, образ — законченным, исчезла ненужная натянутость и скованность». Столь долгая работа дала свой результат — памятник получился замечательный. Это явно не Церетели со своим Петром первым. Всё же истинные произведения искусства зачастую требуют кропотливого и вдумчивого подхода к их созданию, что так отличало многие хорошие советские скульптуры и картины. Возможно, помогла и поездка в Италию, куда Аникушин ездил, чтобы ознакомиться с выдающимися скульптурами Микеланджело и прочих скульпторов. В итоге он был награждён Ленинской премией и стал по-настоящему известным и уважаемым творцом.

Памятник Пушкину на площади Искусств
Памятник Пушкину на площади Искусств

По праву может гордиться Аникушин и своим монументом «Героическим защитникам Ленинграда». Идея этого памятника появилась давно, но конкурс на его создание провели в 1969 году. Его вновь выиграл Аникушин и в сотрудничестве с архитекторами Каменским и Сперанским. Средства для этого памятника предложил собрать поэт-фронтовик Михаил Дудин, призыв был услышан и со всей страны пошли денежные переводы. Работать над памятником пришлось несколько лет, Аникушин консультировался с историками, военными и с теми, кто пережил блокаду. К 1973 году было создано девять скульптурных групп: «Блокада», «Непобедимые», «Народное ополчение», «Литейщицы», «Лётчики и моряки», полностью отражающие подвиг ленинградцев во время Великой Отечественной войны.

Монумент «Героическим защитникам Ленинграда»
Монумент «Героическим защитникам Ленинграда»

Образы для скульптур Аникушин брал исходя из своего опыта и консультаций, а позировали для статуй многие его знакомые и студенты. Для Аникушина важно было показать индивидуальность каждого человека, запечатлённого в камне, он был против обобщения и стилизации — всех этих кондовых героев-победителей с невыразительными чертами лица, которых, к сожалению, немало в наших провинциальных городах, где творили не всегда столь талантливые скульпторы, как Аникушин.

Скульптурная группа «Солдаты»
Скульптурная группа «Солдаты»

А ещё Аникушин хотел слепить фигуру маленького ребёнка, символизирующего продолжение жизни, показывающего, во имя чего  идёт эта война.

Скульптура мальчика для монумента защитников Ленинграда
Скульптура мальчика для монумента защитников Ленинграда

Она должна была стать центральной в той композиции, душой памятника. Но вмешались чиновники, которые посчитали, что эта скульптура не нужна, что очень огорчило Аникушина. Он искренне и тяжело переживал этот отказ.

Много Аникушин создал и памятников-портретов: например, физиолога Бехтерева, физика Иоффе, балерины Галины Улановой, артиста Николая Черкасова. С Черкасовым Аникушина связывала искренняя дружба, потому когда актёр умер, то Аникушин решил увековечить память друга в надгробном памятнике, и выполнил свою работу с впечатляющим мастерством.

Надгробный памятник Николаю Черкасову
Надгробный памятник Николаю Черкасову

Последняя скульптура Аникушина — памятник Антону Чехову в Москве. Работал над ним он особенно долго и тщательно. Идея появилась в 1960 году, но создание памятника затянулось на 30 лет. Ему хотелось передать «температуру 37,1» — то есть искреннее умение сострадать чужим людям и фанатичную вовлечённость в творческий процесс. Была тут и физиологическая причина — Чехов многие годы болел туберкулёзом и несмотря на болезнь, всё равно писал свои выдающиеся произведения.

Памятник А. Чехову.
Памятник А. Чехову.

Это была работа всей его жизни. Лишь перед смертью в 1997 году он велел сформировать созданную им скульптуру в гипсе, а в бронзе Чехова отлили лишь год спустя, когда выдающегося скульптора уже не стало.

автор статьи Михаил Федорин