Найти тему
Кирилл Максимов

"Летающее крыло" Хортенов. Horten Ho IX (позже Gotha Go 229) реактивный истребитель-бомбардировщик, который не спас Люфтваффе.

Почти пропавшее с советских и российских историй летающее крыло Horten Ho IX (позже Go 229) был, наверное, самым удивительным и нетрадиционным самолетом, построенным во время Второй мировой войны.

Картинка для заставки.
Картинка для заставки.

Помимо Arado Ar 234 Blitz, все еще действовавшего во время Второй мировой войны, самым смелым из всех немецких реактивных бомбардировщиков был самолет "летающее крыло", созданное братьями Хортен. Ранее они были известны как разработчики элегантных планеров с той же схемой, известных как Gotha Go или Хортен Хо 229.

Появление двухмоторного реактивного самолета было связано с верой братьев Вальтера и Реймара Хортенов в то, что «летающее крыло» - наиболее эффективная схема для истребителя и вообще любого другого самолёта. Они начали доказывать это, спроектировав серию планеров, показав миру Horten I, в 1931 году. С 1936 года братья работали Люфтваффе, и упорно продолжали свою работу, которая в 1942 году привела к созданию реактивного истребителя Ho IX.

Одна и архивных фотографий на производстве Ho-IX.
Одна и архивных фотографий на производстве Ho-IX.

Как и большинство образованных авиаконструкторов братья понимали, что успех кроется за аэродинамически чистым планером. Помимо этого ребята также знали, как сделать их машину максимально быстрой и скороподъёмной. Тк они пришли к выводу, что наиболее рационально было бы использовать реактивный двигатель, вместо обилия мощных поршневых. Они составили чертежи первого прототипа Horten IX V1 и только потом показали его ограниченному кругу лиц (немецкие прототипы были обозначены буквой «V», сокращение от Versuchsmaschine). Этот самолет должен был быть построен и испытан как планер, а уже затем на него планировали установить двигатель.

Первым значительным шагом в этом направлении стала постройка учебно-тренировочного самолета для обучения пилотов Люфтваффе. Для этой цели был создан Ho VII, который впервые поднялся в воздух в 1943 году. Он имел тандемное двойное управление и два тяговых двигателя As10C мощностью 240 л.с.

Восстановленная реплика.
Восстановленная реплика.

Тем временем своеобразная "Зондеркоманда" из 9 человек приступили к разработке первого двухмоторного реактивного истребителя Horten Ho IX. Ни один из проектов так и не был официально одобрен имперским министерством авиации, но у братьев Хортен были отличные политические связи. И как только рейхсмаршал Герман Геринг увидел конструкторские чертежи, он увлекся футуристическим проектом и приказал команде как можно скорее поднять машину в воздух.

Соответственно работа над двумя опытными образцами предсказуемо ускорилась, в энтузиастам из 9 человек подключилось целое бюро Геринга. Horten Ho IX V1 изначально предназначался для использования в качестве планера, а затем был модифицирован для установки двух реактивных двигателей BMW 003A.

Летные испытания в качестве планера начались в Ораниенбурге примерно в мае 1944 года, и с самого начала характеристики управляемости были исключительно хорошими.

Ещё одна очень интересная фотография из архивов Люфтваффе.
Ещё одна очень интересная фотография из архивов Люфтваффе.

Хортен IX состоял из центроплана и двух консолей крыла. Центральная часть была достаточно широкой, чтобы вместить пилота, реактивные двигатели, пушки, трехопорное шасси и почти все топливо. Корпус был сделан из сварных стальных труб, покрытых фанерой, за исключением области двигателей, где положили алюминий и сталь для защиты от пожара и дальнейшего разрушения планера.

Тонкое стреловидное крыло было полностью деревянными. В некоторых случаях использовались формованные древесные композиты, состоящие из древесной стружки, скрепленной смоляным клеем и спресованной под высоким давлением. Эта конструкция была рассчитана на перегрузки 7G, достаточно прочная, чтобы превзойти по манёвренности почти любой другой самолет.

Та самая восстановленная репоика, но на стадии производства.
Та самая восстановленная репоика, но на стадии производства.

Испытательные полёты показали, что серийный реактивный двигатель для Хортена вполне подходит. Однако позже, в 1944 году, V1 был уничтожен. Детали этого инцидента почти полностью скрылись в истории и мы можем довольстоваться только самим фактом.

Однако к маю 1944 года хорошие ТТХ и ЛТХ самолета привлекли всеобщее внимание имперского министерства авиации, которое решило обеспечить братьев Хортен промышленной поддержой. Дальнейшая разработка Horten Ho IX была поручена компании Gothaer Waggonfabrik, разработавшей и построившей во время Первой мировой войны знаменитые бомбардировщики Gotha. С тех пор Гота продолжал активно заниматься авиастроением, среди прочего, строить грузовые самолёты.

На испытаниях в 1943-1944 году.
На испытаниях в 1943-1944 году.

Инженеры Gotha изучили модель Ho 229 7 сентября 1944 года, а 23 ноября ведущий разработчик Херман провел окончательную оценку планера. Конструкторы Gotha внесли некоторые изменения и переоборудовали Ho IX в истребитель-бомбардировщик. Этот самолет был переименован в Gotha Go 229.

После Horten IX V1 и V2 у Готы заказали еще семь прототипов и двадцать предсерийных машин. Они должны были иметь размах крыла 16,75 м, два реактивных двигателя Jumo 004B и четыре 30-мм пушки MK 103 или MK 108. Для пилота также было предусмотрено простое катапультное кресло.
Затем Гота начал разработку серии прототипов, которые включали всепогодный истребитель и учебную версию в дополнение к истребителю-бомбардировщику, в то время как братья Хортен продолжали работать над своим прототипом с реактивными двигателями.

Радиоуправляемая модель.
Радиоуправляемая модель.

Horten Ho IX V2, впервые поднялась в воздух под Ораниенбургом 2 февраля 1945 года под управлением пилота Эрвина Циллера. Для взлета требовалась только взлетно-посадочная полоса длиной 450 метров, а управляемость машины была почти превосходной.

В конце весны 1945 года самолёт был готов к скоростным испытаниям и развил почти 800 км/ч. Однако при подлете к аэродрому отказал двигатель, и машина загорелась. Пилоту удалось катапультироваться, но самолёт спасти не удалось.

Из-за этой аварии программу разработки не удалось продолжить до конца войны. Хотя завод в Готе почти завершил прототип V3 для серийного самолета, а другие реактивные самолеты Go 229 находились в стадии завершения, испытательных полетов больше не было.

Ещё одна архивная фотка с испытаний одного из прототипов.
Ещё одна архивная фотка с испытаний одного из прототипов.

В качестве истребителя-бомбардировщика Gotha Go 229 A-1 должен был нести все существующие типы бомб. Но история не удосужилась дать шанс этому самолёту, как это получилось у старшего брата Arado 234 Blitz. Вскоре проект был закрыт, а наработки по "летающему крылу" были переданы в другие страны для экспериментов в своих ВВС.

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.