Сейчас маме было бы уже восемьдесят лет. Но уже одиннадцать лет, как она покинула меня. Страшная болезнь скрутила ее за полтора месяца. И вернуть ничего назад уже нельзя... Как это страшно! Одним успокаиваю себя, надеждой, что там, на небе, она не чувствует боли, которую терпела последние дни своей жизни.
Мама 38. На днях справили день рождения отца, и на следующий день он собрал вещи и ушел к очередной любовнице. А мама, опустив руки и сцепив кулаки, молча смотрела в окно, провожая его взглядом.
-Был папка у тебя, дочка, а теперь нет... И как только силы хватило любимое дитя бросить? Ладно я, а тебя, брата твоего, а свою мать родную?
Бабуля стояла рядом и вытирала уголком передника слезы.
-Успокойся, Маша. Может перебеситься он, вернется еще..
Но отец не вернулся. Нет приходил он часто, но вернуться совсем не решался.
Больше ни разу плохих слов про отца я не слышала. Жили, работали. Бабушка по отцу осталась жить с нами. И любимее человека у нас не было. Маленькая сгорбленная старушка излучала столько тепла и доброты, что хватало на всех.
Мама с бабушкой жили хорошо. Я не помню, чтобы они когда-то ссорились или бранились. Все радости и беды, все пополам.
С того дня я десятилетняя девочка как-будто повзрослела. Хоть мама никогда и не жаловалась, как ей тяжело на 80 рублей ( в то время была такая зарплата) нас растить, но старалась хорошо учиться и во всем помогать. Где мама, там и я.
Помню, учась в техникуме, завалила сессию и получила одну тройку. А с тройкой стипендию не платили. А я так была горда, что хоть какой-то вклад приношу в семью. После экзамена долго плакала, навзрыд. Мама прижала мою голову к своей груде.
-Не плачь, справимся. У тебя вся жизнь впереди. Будет по чему слезы лить. А тройка разве это беда? Это так.
Видимо после этого я и уехала в деревню работать, не найдя работы в городе. Уехала на годик, а получилось на двадцать. Замуж выскочила. Через месяц замужней стала.
И тут мама ничего не сказала. Сделала свадьбу. Ох, и тяжело ей она далась.
Я понимала, что спешу, но влюбленность закрыла мои глаза. А мама никогда ничего плохого не говорила мне про моего мужа. Ни словечка. Старалась изо-всех сил помочь.
Народился первенец, и уже утром мама приехала за сто километров с гостинцами. А после выписки неделю жила, помогала с малышом.
И вот мне уже тридцать. Дом, семья, работа. А мама:
-У меня урожай хороший, ты бы взяла. Зачем нам с бабушкой столько?
И десятки банок с закрутками перекочевывают из ее погреба в мой. Хоть и сама все лето не ленилась, заготавливала припасы, но не поделиться она не могла. Один раз отказалась, так она соседа наняла, и тот полную машину всего привез.
Последним готова была поделиться. А я тайком вкусняшки ей под подушку прятала перед отъездом, знала, что так не возьмет, откажется.
Умирает отец. Похороны были у нас, ведь его мама жила с нами. Все хлопоты, поминки легли на мамины плечи.
-Восемнадцать лет вместе прожили, как не проводить в последний путь вашего отца?
А тут еще беда пришла. Умерла бабушка. Врач сказал, что в реанимации перед смертью все Машу звала. Эту потерю мама очень тяжело пережила.
А я уехала домой. Там семья, дети... Если бы вернуть все обратно! А мама одиноко осталась стоять у калитки, провожая меня.
И когда бы я не приехала, мама превозмогая болезнь, спешила на кухню, обязательно пекла пироги. Ее бабуля научила, и получались они очень вкусными.
А я торопилась на автобус, домой к семье. А мама оставалась одна, стараясь скрыть слезы при расставании. Но я их чувствовала душой, но ничего не могла поделать.
Семья, работа, дети отнимают много времени. Муж переезжать из деревни в город не хочет. А мои редкие приезды только тревожат душу мамы. Но никогда ни словечком она не обмолвится, что ей плохо.
А я спешу, убегаю по своим делам. А мама беспокоится, не замерзла ли я, все ли у меня есть.
Хоть и живем в стах километрах друг от друга, но с каждым годом видимся все реже. Да и телефонов в то время еще не было. Это сейчас можно часами общаться. А тут ждешь долгожданный выходной и на попутках, с пересадками спешишь к маме. А уезжая назад почему-то всегда так щемит сердце...
Скоро одиннадцать лет, когда я простилась со своей мамой. Ей было всего 68 лет. Только после ее смерти я решилась бросить дом и переехать в родительское гнездо. Семь лет ушло на его восстановление. С сыновьями до сих пор его строим и ремонтируем. Я смотрю на сделанное и всегда говорю:" Вот бы все это видела мама. Прожила без газа, без воды, без удобств, в дырявом доме. Надеюсь, она видит и радуется вместе со мной. Как же я тебя люблю, мама!"
Это сейчас повзрослев, я понимаю, что чувствовала мама тогда. Это сейчас , вырастив сыновей, похоронив мужа, понимаешь все мамины переживания. А тогда все было по-другому, а вернуть-то ничего уже не получится.
Вот такая исповедь получилась...
Берегите своих матерей. Им для счастья мало надо, чуточку нашего внимания и доброе слово.