Бои за «Ослиное ухо». Август 1999-го.
Бой за высоту Ослиное Ухо — бои между ваххабитами и подразделениями 7-й гв. ВДД федеральных сил за контроль над стратегической высотой Ослиное Ухо, происходившие в августе 1999 года в Дагестане.
9 августа боевики заняли высоту. 12 августа федеральные силы наносят удар по высоте из РСЗО «Град», так же удары наносят вертолеты армейской авиации.
13 августа отряд десантников из 108-го ПДП 7-й дивизии в количестве 65 человек под командованием комбата майора Сергея Костина начинает движение в сторону высоты с целью взять ее штурмом. В 5 утра начинается штурм высоты. Взята нижняя высота с отметкой 1361,5.
Воспоминания одного из участников событий:
— Вообще восходили на горку 65 человек из нашего батальона, в основном разведвзвод и 1 рота к-н Сергеева. Выдвинулись мы на место 12.08 вечером, вела нас на горку группа спецназа из 22 бригады ГРУ. На месте мы были в 5.30 утра. Одна группа расположилась ниже основной высоты там был установлен миномет, а остальные где то около 45 человек во главе с комбатом Костиным закрепились на основной высоте.
Около 6 утра разведчики увидели 5 человек поднимавшихся на высотку, оказалось что это были духи. И по ним был открыт огонь. Вот с этого момента начался огневой контакт. Где то минут 15 был вялый бой, видимо они подтягивали резервы, затем они начали массированный обстрел горки. Били со всего, что у них было: ПКМ, снайпера работали с соседней горки, подствольники, чуть позже начал работать минометный расчет по нашим позициям. И вот пошла первая атака духов со стороны разведвзвода, около 20 человек пыталось прорваться на высотку. Разведчики отбили первую атаку. Затем атаки духов пошли волнами. Был ранен майор Костин и капитан Сергеев и ещё человек 10, первым был убит сержант Силко из 1 роты, а затем все больше и больше.
Бой продолжался около 6 часов после чего высота была оставлена. Из 65 человек 12 было убито вместе с майором Костиным, 25 ранено. Духи просто обработали высотку с минометов поэтому такие потери, в основном осколочные. Затем были ещё штурмы но со штурмом 13 августа не сравнить.
В результате этого боя десантники отошли с захваченных позиций. Командир — майор Костин — погиб вместе с 12 десантниками, ещё 25 получили ранения.
18 августа последовал новый штурм. Десантники обошли высоту с флангов и блокировали боевиков наверху. Несколько последующих атак были отбиты боевиками. 19 августа огонь боевиков ослаб, видимо сказался дефицит боеприпасов, в итоге они оставили высоту.
Боевиками был заминирован подход к вершине горы (1622,5), что существенно осложняло её штурм.
Непосредственный захват высоты 1622,5. осуществлялся 1 и 2 ротой 247 ДШП, располагавшихся на позициях в 50—100 метрах от вершины горы «Ослиное ухо», после неудачного штурма, ввиду потерь 4 бойцов и наличия многочисленных раненых, вторая рота была снята с позиций, и последующий захват вершины проводила 1 рота 247 ДШП, в составе которой также находились приданные бойцы Майкопской бригады (мотострелковые войска) в количестве примерно 6 человек.
Воспоминания замкомбата майора Эдуарда Цеева:
7 августа 1999 года свыше 500 боевиков под предводительством Шамиля Басаева и «черного араба» Хаттаба вторглись в Дагестан. Разоружив по пути милиционеров и захватив без всякого сопротивления горные села Ансалта, Рахата, Шадрота, они намеревались продвигаться к районному центру Ботлиху. Началась, так называемая, вторая чеченская война под названием контртеррористической операции. Получив информацию о сосредоточении чеченских боевиков вдоль дагестанской границы на ботлихском направлении, по приказу командования 3-й парашютно-десантный батальон гвардии майора С.В. Костина в 5 часов 30 минут утра 5 августа выступил из Каспийска в составе войсковой маневренной группы и, совершив 200-километровый труднейший марш по горным дорогам в условиях ненастной погоды и преодолев при этом 4 перевала и 88 серпантинов, к вечеру 7 августа подошел в Ботлиху, закрепившись на его юго-западной окраине и упредив тем самым боевиков на 12 часов.
Вступить в бой с десантниками боевики не решились. 11 августа майор С.В. Костин получил приказ во главе штурмовой группы (на базе батальона были созданы три штурмовые группы, каждая из которых имела свою задачу) в составе 1-й парашютно-десантной роты капитана Д. Сергеева, разведывательного и инженерно-саперного взводов, расчетов АГС-17 («Пламя») и минометов М-82 овладеть высотой Элилен-«Ослиное ухо», закрепиться на ней и обеспечить корректирование ударов нашей авиации и огня артиллерии по позициям боевиков в селах Ансалта, Рахота, Шадрота. Заместитель командира батальона гвардии майор Э.К.Цеев со взводом десантников оставался в резерве, находясь в готовности придти на помощь штурмовой группе. Высота Элилен, что в переводе с дагестанского означает «Ослиное ухо», возвышается над уровнем моря на 1622,5 метра и является господствующей. С нее местность просматривается хорошо на десятки километров, включая Ансалту, Рахату, Шадроту, и была очень удобна для руководства боевыми действиями войск. Штурмовая группа под покровом темноты скрытно выдвинулась к высоте и в 5 часов 30 минут утра 12 августа начала ее штурм. Как выяснилось, высоту обороняли около 200 боевиков. Обнаружив десантников, они открыли яростный огонь. Каждый шаг подъема давался воинам с большим трудом. Продвижение осложнялось еще и тем, что накануне прошел двухчасовой ливень и воины, промокшие и уставшие, взбираясь на высоту, скользили.
Но, несмотря на все трудности и сложности, проявив волю и упорство, они достигли вершины высоты и в 9 часов утра решительной атакой выбили боевиков с занимаемых позиций и заняли их. Но боевики не собирались сдаваться. Завязался ожесточенный бой. Находясь под шквальным огнем минометов, гранатометов и особенно снайперских групп и ведя бой по существу в окружении, гвардейцы-десантники отразили шесть яростных контратак, нередко переходивших в рукопашные схватки. Бандиты несли потери, отступали, но, подтянув дополнительные силы, продолжали наседать. Положение десантников становилось критическим. В 11 часов 30 минут, получив приказ во главе резерва вылететь на вертолете в район «Ослиного уха», майор Э.К. Цеев приземлился у подножия высоты и с ходу повел своих подчиненных в бой. Прорвав боевые порядки боевиков, он присоединился к основным силам штурмовой группы как раз в тот момент, когда боевики шли в очередную свою атаку.
В результате прямого попадания мины в окоп, где располагался командно-наблюдательный пункт группы, погиб комбат майор С.В. Костин. Командование отрядом принял на себя его заместитель гвардии майор Э.К.Цеев В 13 часов 10 минут, усилив огонь из минометов и гранатометов, а также снайперов, боевики пошли в очередную свою атаку и стали обходить десантников с флангов. Накачанные наркотиками, они шли, как вспоминает Эдуард Кушукович, не зная страха, во весь рост, словно в психическую атаку, не приспосабливаясь к местности и ведя беспорядочный огонь от бедра. Оценив обстановку и отдав приказ на отражение атаки, сам Э.К. Цеев с группой бойцов, составлявших резерв, скрытно обошел боевиков с левого фланга и, выждав удобный момент, устремился в атаку, открыв ураганный огонь и забрасывая их гранатами.
В критические моменты боя Э.К. Цеев то и дело вызывал огонь артиллерии вплотную к позициям, куда просачивались бандиты.
Артиллеристы и минометчики точными залпами накрывали указанные им цели и отсекали боевиков, заставляя их отступить. Во время отражения одной из таких атак, в 14 часов 30 минут, майор Э.К. Цеев получил приказ оставить высоту и отойти на заранее подготовленный рубеж, который находился на удалении 800 - 1000 метров от высоты. Отход, как известно, является одним из самых сложных видов боевых действий, где требуется высокая боевая выучка личного состава, выдержка и твердое управление со стороны командиров всех степеней. И надо отдать должное майору Э.К. Цееву. С этой трудной задачей он справился превосходно. Отход Э.К. Цеев начал в тот момент, когда боевики, получив отпор, откатились на исходные позиции.
Умело маневрируя и сдерживая перекатами натиск боевиков, бросившихся в преследование, он не только вывел штурмовую группу в указанный район без потерь, но и вынес с поля боя всех убитых и раненых, которых было соответственно 7 и 22. Сам при этом Эдуард Кушукович нес на себе гвардии майора С.В. Костина. Более сотни боевиков нашли свою смерть в горах. Но и потери гвардейцев были ощутимы. Всего батальон потерял убитыми 25 человек и получили ранения 115. За этот подвиг, проявленный на горе «Ослиное ухо», командир 3-го парашютно-десантного батальона гвардии майор С.В. Костин (посмертно) и его заместитель гвардии майор Э.К.Цеев были удостоены звания Героя Российской Федерации. Многие гвардейцы получили государственные награды.Воспоминание другого участника боя:
— На высоту поднялись к рассвету, по дороге заметили движение противника на соседних высотах, не успев закрепится (да и негде было) попали под прицельный огонь, за первый час боя потеряли основные огневые точки(пулеметы, АГСы, большинство снайперов),начался бой на удержание, постепенно вокруг меня не осталось никого живого, удалось перетащить двух наших, дальше сумбур, духи близко подошли, гранаты долетали, минометы били четко, снайпера не давали добраться до боеприпасов (свои заканчивались) . Вертушки не садились ,плотный огонь не давал приблизиться к высоте, боеприпасы на исходе. Костин отправил раненных на безопасное расстояние, нас осталось человек 10, 4 офицера и 6 бойцов. Хочется пить, есть, жить, страха нет.
Ближе к полудню: Рядом (метров 500) вертушка сбрасывает десант, с десяток бойцов, боеприпасы, консервы и воду. Главное прибыл майор Цеев, не знаю как остальные, а я понял что шанс выжить есть,(надо знать м.Цеева, Героя России).
Мы пили взахлеб, жрали тушняк со штык- ножей, ржали как кони,(кругом наши вповалку), 10 минут… Потом, с той стороны пришел мой друг, в полный рост, сам, камуфляж в лохмотья… и начался прицельный минометный, прямо по нам, в центр, а нас всего 10 по пяточку расположилось…Первым того друга накрыло, он поодаль присел, потом ближе… потом накрыло нас, около Костина мины падали трижды, он командовал пока был в сознании…
Команда отступать. Подобрали, кого смогли достать, дальше смутно…
Воспоминание командира группы разведки ВДВ:
— Мы вернулись с задачи с Ослинного уха, на вертушке. Вытаскивали погибшего десантника, героя. А много барахла с собой, так это жизнь, хотели жить, огнеметы и осколочн. реакт. гранаты. Маски наспех сделали перед выходом из вертолета из мед. косынок, не хотели перед журналистами светиться, настроение было хреновое, неделю не отдыхали, да еще много у пехоты нашей потерь было на Ослином ухе".
Примерно в период с15-22 августа в районе высоты «Ослиное ухо» погибли разведчики 247-го полка: капитан Игорь Хоменко (помощник начальника разведки 247-го полка) и сержант Юрий Чумак. Точная дата гибели неизвестна, так как тела обнаружили только 22 числа.
Игорь Хоменко во главе группы разведчиков, переодетых под боевиков и мирных жителей, вёл разведку скоплений и укреплений боевиков в Ботлихском районе Дагестана. При возвращении к своим 22 августа группа была обнаружена и блокирована боевиками в районе высоты "Ослиное ухо". Отправив бойцов с полученными разведданными и картой вражеских укреплений к своим, сам остался прикрывать их отход вместе с сержантом Юрием Чумаком. Офицер и сержант несколько часов вели неравный бой с боевиками, обеспечив спасение рядовых бойцов. Когда боевики не смогли захватить отважных десантников, они подвергли их массированному обстрелу из миномётов. Погибли в этом бою.
Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1999 года гвардии капитану Хоменко Игорю Владимировичу и сержанту Юрию Алексеевичу Чумаку были присвоено звания Героев Российской Федерации (посмертно).
1