Любой электрик знает, как подключить трехфазный движок в сеть 220 В. Но что, если обратная задача - подключить однофазный двигатель к трехфазной сети 380 В? Вроде бы ответ должен быть простой, но выясняется, что есть подводные камни.
С таким вопросом недавно обратился читатель Егор в комментариях к этой статье:
Вопрос - подключение однофазного двигателя в трехфазную сеть
Друзья, есть дельные мысли?
Купил я как-то раз сдуру воздушный компрессор, проглядев, что у него 3 кВт однофазные. А у меня в гараже щиток 10А три фазы. Соответственно, компрессор выбивает. Поспрашивал наших электриков на предприятии - нет ли возможности однофазный движок подключить на три фазы - выбросить конденсатор, исключить ноль и понизить напряжение, чтобы межфазное сохранялось на уровне 230 В - некоторые частотники это позволяют.
Не знают. Спрашиваю - в чём может быть проблема - "надо обмотки смотреть".
Я точно знаю, что некоторые умельцы переделывают трёхфазные асинхронники на одну фазу - в схему подключения кондёр добавляют (с потерей мощности, я знаю). Почему нельзя нельзя сделать такой финт в обратную сторону? Или можно?
Насколько я понял, вопрос в том, есть ли отдельная пусковая обмотка. Но мы же в любом случае подаём на вход 230/0. 230 в коробке через кондёр сдвигается по фазе. Получается на входах в эл.мотор фаза/фаза/ноль.
Моя мысль была заменить L1/L2/N на L1/L2/L3 с пониженным напряжением.
Ответы и варианты решения
Первое, что нужно понять - какой перед нами двигатель? Асинхронные двигатели, которые работают от однофазной сети с конденсатором, бывают двух видов -
1. Трехфазные, подключенные как правило в треугольник, в которых нужный сдвиг фаз худо-бедно реализуется через конденсатор. Худо - поскольку фазные напряжения не в номинале, и гуляют в зависимости от нагрузки. Бедно - потому что сдвиг фаз на обмотках - не нужные 120 градусов, а 180, 90 и 90 (которые тоже гуляют). В результате - механическая мощность реально достигает 50..60%, а если попробовать взять больше - двигатель перегреется.
Схема Треугольник в данном случае - для напряжений обмоток 220/380. Для движков 127/220 (если такие у кого-то остались) рабочей будет схема Звезда. Двигатели на 380/660 пригодны только для питания от сети 380 В (прямой пуск, Звезда-Треугольник, или электронные способы типа ПЧ).
2. Второй вид асинхронников, работающих от 220 В, имеет рабочую и пусковую обмотку. Пусковая, грубо говоря, определяет направление вращения ротора, а силовая (рабочая) даёт основную энергию на вращение. Здесь тоже без конденсатора не обойтись.
Что делать? Варианты подключения двигателя компрессора
Надо смотреть обмотки. Если движок трехфазный 220/380 включен на треугольник, то просто переключить его в звезду. Это самый простой вариант - выкидываем конденсатор, и наслаждаемся максимально возможной мощностью, что можно получить от двигателя.
Но честно говоря, я не встречал заводских трехфазных двигателей с конденсаторами на такие мощности (3 и более кВт).
В компрессорах заводского исполнения такого не делают - слишком много потерь. Однофазный асинхронный двигатель заводского изготовления мощностью 3 кВт и менее почти всегда имеет только две обмотки- рабочую и пусковую (которая включается через конденсатор). На три фазы без танцев с бубном их не включить.
Если движок однофазный (с пусковой обмоткой), то лучше сразу поменять компрессор в магазине. Либо поменять двигатель на трехфазный.
А частотник - это золотой костыль.
Ещё вариант - поменять вводной автомат, "чтобы не выбивал". То есть, увеличить номинальный ток и/или букву - вместо "С" поставить "D". Но не всегда это возможно. Даже не по техническим причинам.
Если есть возможность, подключить такой двигатель можно с использованием понижающего силового трансформатора 380-3Ф / 220-3Ф. Но за такую цену можно купить новый компрессор)))
А вообще, компрессоры, как показала моя практика, имеют самый трудный пуск и самые большие пусковые токи.
Как вы думаете, какие есть рабочие способы выйти из ситуации?
UPD 1 октября 24. Комментарий Дмитрия Морозова:
В современном однофазном компрессоре часто есть в двигателе центробежный контакт, который замкнут пока мотор не вращается, и размыкается при наборе оборотов. Контакт несёт на себе ещё один конденсатор большей ёмкости.
Многие про это не знают, пытаются однофазный мотор подключить к частотникам, думая что там три обмотки, но часто случается так что есть обмотка пусковая, работающая с центробежным контактом и дополнительным конденсатором, которая нужна для пуска и разгона, а потом работают две обмотки и конденсатор, а иной раз вообще одна.
Если есть фаза и ноль, то запустить компрессор однофазный легко, не хватает мощности, поставить автомат большего номинала, выбивает обычно пусковой ток, как только мотор разогнался ток падает в несколько раз.
Несколько статей про двигатели, звёзды и треугольники:
------------------------------------
Подписывайтесь на Дзен СамЭлектрик.ру и делитесь опытом в комментариях!
Также жду вас на блоге www.SamElectric.ru и в группе СамЭлектрик.ру в ВК!
Внимание! Автор не гарантирует, что всё написанное на этой странице - истина. За ваши действия и за вашу безопасность ответственны только вы!