"И всё это страшным, мёртвым голосом, почти старчески, с угасшими глазами, с серым, больным лицом".
# 25 Кисловодский детектив: страсти по Рахманинову.
Июнь 1916 года: Рахманинов живёт в Ессентуках на даче Фигуровых "Желанная", отдыхает и лечится. Только жестокая необходимость могла оторвать его летом от любимой семьи и Ивановки и заставить избрать другое место отдыха. Этой необходимостью была болезнь. В уже приводившихся цитатах о его приезде в Ессентуки сразу бросается в глаза разночтение о том, что же это была за болезнь. В.Брянцева пишет о невралгических болях в правом виске, В.Ковалёва-Огороднова об обострившихся болях в руке, М.Шагинян более точно - о подагрических болях руки. Упоминания и даже исследования об этом есть и в других источниках, поэтому нет оснований считать это очередным мифом. Тем более, как увидим, Шагинян пользовалась большим доверием композитора, ей он поверял самые мрачные свои мысли и страхи. Так что же, всё-таки, он лечил?
Если нет времени сейчас прочитать статью, а тема вам интересна, просто подпишитесь на мой канал! Прочтёте в свободную минутку!
Думаю, и то, и другое. Тем более, что кавказские курорты справляются с широким спектром заболеваний! Рахманинов был живым человеком, а к 43 годам кто не обнаружит у себя более одной болячки? Уже с юности он был сложным пациентом. У каждого своя плата за талант! Л.Д.Ростовцева (Скалон) вспоминает: "В ту весну 1897 года на почве неврастении у Серёжи были жестокие боли в спине, ногах и руках. Он очень страдал, и доктор посоветовал ему прожить лето где-нибудь в деревне, как можно спокойнее... Мы с Татушей волнуемся, не будет ли Серёже тяжело, как он перенесёт тряску по выбитой дороге. Обложили его подушками и тронулись в путь" (4, т.1, с 242-243). А было тогда Серёже 24 года!
Уже упоминалось о фотографиях Рахманинова, сделанных а Ессентуках в 1916 году и опубликованных в книге В.Вальковой "С.В.Рахманинов: летопись жизни и творчества" (2, третья фотовкладка). Девять ессентукских фотографий прекрасно передают ту непринуждённую курортную атмосферу, которая царила на даче "Желанная" в дружеском артистическом кругу её постояльцев и гостей. На них рядом с Рахманиновым если не Ф.Шаляпин или певица Н. Кошиц (о ней подробнее в следующей статье), то обязательно врач, других вариантов нет! Дама на приведённой выше фотографии справа от него, М.Д.Рахманова, - это врач. Это лишний раз говорит о том, что Рахманинов приезжал на Кавказ не гастролировать, а именно лечиться.
Каждый концертирующий пианист понимает, что такое профессиональное заболевание. Оно создаёт угрозу дальнейшей профессиональной деятельности, а следовательно, и стабильности дохода. Подагра - это именно такое заболевание.
Мы проконсультировались по этому вопросу с врачом-терапевтом одного из кисловодских санаториев Денисовой О.Ю. Нарушение обмена веществ приводит к отложению солей мочевой кислоты в суставах пальцев и запястья. Это приводит не только к сильным болям, но и к ограничению подвижности суставов. Для пианиста-виртуоза это абсолютно недопустимо! Ессентукские минеральные воды, стабилизируя работу желудочно-кишечного тракта, восстанавливают и обмен веществ. Открывшаяся в 1915 году знаменитая грязелечебница тоже могла принести пользу композитору, хотя сведений о том, как именно он лечился, нет.
Лечение заболеваний рук обычно сопровождается значительным ограничением нагрузки или временным полным её прекращением. Именно поэтому Рахманинов не выступал на Водах в 1916 году, на предложения о выступлениях, которые, конечно, были, следовал отказ. "Просили Рахманинова играть в одном из симфонических концертов Кисловодска, но, как он мне говорил, "не сошлись в цене",- пишет В.Корганов (6, с. 241). Кто знает, как было на самом деле? Возможно, о цене - это шутка. Время за инструментом было сведено к минимуму. Напомним и продолжим цитаты из воспоминаний "кавказского Стасова": "Рахманинов строго исполнял предписанный ему режим; после обеда, пробыв с нами около часа на балконе, уходил отдыхать. Перед обедом он особенно упражнялся в лёгкости исполнении октав, для чего часто повторял пассажи из VI рапсодии Листа; работал также над композициями" (6, с. 240). Напомним и жалобу Е.М.Фигуровой: "Вот только Кусевицкий ежедневно более часа играет на контрабасе, да Рахманинов часа два на рояле; уже это стесняет других, но приходится мириться" (там же). Концертирующему пианисту два часа занятий в день - это "санитарный минимум", как говорили у нас в консерватории, для поддержания игрового аппарата в форме. Только вернувшись в Ивановку, Рахманинов пишет Н.Кошиц: "Я здоров и стал заниматься". Письмо от 28 июля 1916 года (11, т.2, с. 87). (ессентукские два часа в день даже занятиями не считались!)
В "Летописи" В.Вальковой, где размещены афиши рахманиновских концертов, в течение лета 1916 года нет ни одной афиши, где бы его произведения исполнял он сам (см. 2, с.426-430). Первое выступление в сезоне было 22 октября с Третьим фортепианным концертом. 24 октября Рахманинов дал вечер романсов. Пела Нина Кошиц. В том числе, и новые "Шесть песен опус 38", начатые на Водах... Но о дамах - в следующей статье.
Выходит, Рахманинов, как самый обычный человек, отдыхал, лечился, гулял по парку. Похоже, все старались его развлечь.
Снова читаем у Корганова (6, с.243):
"Бывало, я наблюдал длинную фигуру Рахманинова, обыкновенно в коричневой пиджачной паре с цветочком в петлице, слегка покачивающуюся на длинных ногах и, как бы крадучись, медленно подвигающуюся по краю какой-нибудь боковой аллеи; иногда он прогуливался с Шаляпиным и тогда вид его был бодрее, веселее. В обоих случаях он не привлекал к себе почти ничьего внимания и как бы терялся в толпе, тогда как последняя приходила в волнение, издавала довольно громкие возгласы, таращила глаза при виде Шаляпина. Да, актёр всегда ближе к толпе, чем автор."
Музыковед не раз отмечал удручённое состояние духа композитора и высказывал свои предположения о его причинах:
"Изредка он медленно бродил один по боковым аллеям парка, задумчивый, скучный". " Молчаливый, задумчивый, он, видимо, тяготился медленностью своей композиторской работы и, я думаю, отсутствием или недостатком так называемого вдохновения" (там же).
Насколько Корганов был прав в своих предположениях, мы убеждаемся из воспоминаний писательницы Мариетты Шагинян, навестившей Рахманинова на Водах. Но об этом чуть позже.
Напомним, что шла Первая мировая война, ситуация в самой России обострялась накануне революции, неспокойно уже было и в Ивановке. Общий эмоциональный фон тех лет был тревожным. Но была ещё одна причина его подавленного состояния, о которой композитор, очевидно, никому не сказал из отдыхавших с ним. Может быть, чтобы не мешать никому восстанавливать своё здоровье. Дело в том, что вскоре после отъезда Рахманинова на Кавказ, 16 июня, скончался его отец, приехавший в Ивановку на отдых. Известие об этом он мог получить в тот же жень, телеграф уже существовал. Хуже всего была причина смерти: "Ходили слухи, что Василий Аркадьевич самоубился". "Варвара Аркадьевна в годовщину смерти Василия Аркадьевича подтвердила факт его самоубийства" (цит. по кн. 16, с.287). Этого, конечно, Сергей Васильевич мог и не знать в тот момент. Не будем сейчас касаться сложных взаимоотношений его с родителями, ситуации в его семье, но сам факт, с которым неизбежно сталкивается каждый человек, смерть одного из родителей, весьма печален. Василия Аркадьевича похоронили без сына в Вязовке близ Ивановки. Могила его не сохранилась до наших дней.
Воспоминания М.Шагинян являются одним из важных источников информации о кавказских днях композитора, но слишком известны, чтобы их много цитировать (4, том 2, с. 90-159). Сделаем только небольшие акценты.
"Лето на Минеральных выдалось необычайное: в первой половине июня стояла ещё весна". Несмотря на то, что Мариетта Сергеевна иногда фатально ошибалась в датах, с чем мы ещё столкнёмся, мы можем предположить, что встреча их произошла до получения Рахманиновым известия о смерти отца. И та степень душевной подавленности композитора, которую писательница так ярко описывает, была вызвана именно его творческим кризисом. Даже странно читать о том, какие мысли высказывал своей конфидентке всемирно признанный музыкант. Он говорил о своей неспособности "быть чем-то большим, чем "известный пианист и зауряд-композитор", о том, что завидует композитору Николаю Метнеру и даже вспоминал о провале своей Первой симфонии. Это была беседа, "когда выворачиваешь всё до конца". "И всё это страшным, мёртвым голосом, почти старчески, с угасшими глазами, с серым, больным лицом (4, т.2, с. 151-152).
Если после всего этого он получил ещё и известие о смерти отца, то можно представить себе, в каком душевном состоянии находился композитор в начале своего пребывания на Водах. Как повлияло на него пребывание здесь, лечение, отдых, общение? Об этом - в следующих статьях.
Спасибо, что дочитали до конца! Оставайтесь со мной, подписывайтесь на канал, детектив разворачивается постепенно!
Читайте и смотрите другие публикации серии "Кисловодский детектив: страсти по Рахманинову":