Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Концепция рабочей памяти А. Бэддели.

До недавнего времени основной моделью памяти считалась многоэтажная модель Аткинсона-Шиффрина в которой всё было просто: мы получаем новую информацию и храним, пока она не будет заполнена и переведена в долговременную память. Условно говоря, кратковременная память - это пассивное хранилище, которое используется, как склад. На сегодняшний день в когнитивной психологии основной является концепция рабочей памяти Алана Бэддели, где краткосрочная память – это не пассивное хранилище, а очень активная структура. На самом деле мы не храним информацию, а она находится в кругообороте. Например, когда лектор рассказывал о краткосрочной памяти, нам надо было одновременно извлекать информацию из долговременной памяти, выводить ее на поверхность, пытаться ее сопоставить с новой информацией, при этом слушать лектора, сопоставлять, запоминать, что он говорит и манипулировать этими данными, чтобы скорректировать новую концепцию. Дальше нам надо фокусировать внимание, не отвлекаясь на раздражители, за э

До недавнего времени основной моделью памяти считалась многоэтажная модель Аткинсона-Шиффрина в которой всё было просто: мы получаем новую информацию и храним, пока она не будет заполнена и переведена в долговременную память. Условно говоря, кратковременная память - это пассивное хранилище, которое используется, как склад.

На сегодняшний день в когнитивной психологии основной является концепция рабочей памяти Алана Бэддели, где краткосрочная память – это не пассивное хранилище, а очень активная структура.

На самом деле мы не храним информацию, а она находится в кругообороте. Например, когда лектор рассказывал о краткосрочной памяти, нам надо было одновременно извлекать информацию из долговременной памяти, выводить ее на поверхность, пытаться ее сопоставить с новой информацией, при этом слушать лектора, сопоставлять, запоминать, что он говорит и манипулировать этими данными, чтобы скорректировать новую концепцию.

Дальше нам надо фокусировать внимание, не отвлекаясь на раздражители, за это тоже отвечает рабочая память. Следующее, за что она отвечает – это быстродействие. Чем больше объем рабочей памяти, тем лучше мы обрабатываем информацию.

Рабочая память состояла из трёх компонентов. Относительно недавно (в 2018 году) Бэддели добавил четвертую.

Первая подсистема – фонологическая петля (височные доли мозга). Это количество слов, которые мы можем запомнить с нескольких предъявлений. Тест «10 слов» Лурии – это и есть в чистом виде фонологическая петля. Она определяется тем, сколько слов мы успеваем повторить про себя. Так, если слова односложные, типа «стол», «стул», «шкаф» и т.п. то мы успеваем их повторить и запоминаем больше, чем если это будут более сложные слова, типа «электрокардиограмма», «контрибуция» и т.п. И в какую бы задачу мы не вовлекались, мы крутим информацию в этой петле до тех пор, пока не решена задача.

Вторая подсистема – зрительно-пространственный блокнот (задние и затылочно-теменные отделы мозга). Это тоже краткосрочная память, но на визуальные образы. Т.е. если фонологическая петля нужна нам для запоминания речевой (вербальной) информации, то зрительно-пространственный блокнот нужен для запоминания зрительной. Так, например, тесты Бентона и Рея-Остеррица измеряют именно этот компонент.

Третья подсистема – центральный исполнительный элемент (вся префронтальная кора). Это дирижёр и руководитель всего процесса. При решении задач он отвечает за:

  1. Концентрацию на задаче – не отвлекаться и услышать задачу.
  2. Удержание внимания на задаче до появления окончательного решения.
  3. Использует долговременную память и подбирает знакомые алгоритмы решения, например, математическую стратегию при решении задач и вычислительные операции, типа умножения, дробей и т.п.
  4. Скорость операции.

Центральный исполнительный элемент – это центр флюидного интеллекта, это те структуры, которые обеспечивают нашу быстроту ориентации и решение задач в сложных ситуациях (разложить на схему и найти решение).

В 2018 году А. Бэддели добавил четвертый элемент – эпизодический буфер. По сути – это такая доска, на которой ведутся вычисления и записываются промежуточные результаты.

Если приводить принятую в когнитивной психологии аналогию с компьютером, то рабочая память человека – это аналог объема оперативной памяти у компьютера. Именно от этого параметра в основном и зависит его цена. Аналогично оцениваются и интеллектуальные способности человека.

Автор: Антонов Дмитрий Львович
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru