Найти тему
Палач

Уве Болла считали мемом и худшим режиссером в истории кино, а потом он пропал. Что случилось с легендой?

Оглавление

Гений ушел вместе с нулевыми.

Тренды и мемы меняются очень быстро и то, о чем еще недавно говорили все вокруг, забывается. Попробуйте подойти к знакомому зумеру и процитировать что-нибудь из золотого фонда смешных видосов прошлого: Деда Бом-Бом, Наталью Морскую Пехоту или Кандибобер. Скорее всего, с такими заходами вас не поймут даже те, кто застал классику. И речь не всегда о картинках или видео.

-2

Иногда забытым мемом может быть и живой человек. Например, Уве Болл. В нулевых он был безоговорочно худшим режиссером в истории кино, а потом перестал им быть. Нет, Уве не снял ничего хорошего и его не сместил более молодой и дерзкий кандидат. Он просто исчез. Но как может исчезнуть худший в истории? И был ли титул оправданным? Давайте разбираться.

Почему Уве Болл считался худшим режиссером в истории?

Ответ очень прост: его фильмы действительно смотрели. Кино, как и любое искусство, нельзя измерить линейкой, поэтому звания худших и лучших – лишь оценочное суждение. А когда мы говорим не о моей или вашей оценке, а о расхожем мнении, все упирается в популярность. Тоже не вполне объективный критерий.

-3

Представьте, что вы можете получить объективный ответ на любой вопрос, как в «Автостопом по Галактике», потому что получили аудиенцию у высших сил. И вот вы спрашиваете: кто объективно худший режиссер в истории? Вам скажут, что худший – Денис А. из Кандалакши, а ужаснейший фильм он снял на фронтальную камеру своего Xiaomi. Только никто об этом никогда не узнает, потому что Денис прошлой весной случайно утопил телефон в туалете. Устроит вас такой ответ? Вряд ли.

История Уве Болла работает по-другому. До него худшим называли Эда Вуда-младшего, но там звание растиражировали критики. А немецкий режиссер получил такой статус от народа, потому что не просто снимал никому не нужное кино, а скупал лицензии на видеоигры и превращал эти тайтлы в помойку. Причем с солидными бюджетами и известными актерами. Каким бы плохим ни было качество, вы узнавали лица и сюжеты, а значит получали реальный повод посмотреть эту дичь.

-4

Ужасную репутацию экранизациям игр Болл обеспечил чуть ли не в одиночку, а геймеры в нулевых постоянно опасались, что рука мастера осквернит и их любимую франшизу. Проблема была в том, что Уве не боялся критики, а деньги на новый трэш у него были в любом случае. Все из-за удивительно глупой схемы в немецком налоговом законодательстве.

Откуда Болл брал деньги на кино?

Забавно, что сам факт известен давно и всем: Уве Болл нашел какую-то дыру в законе, поэтому он может снимать свои фильмы. Но понятно расписанную схему вы встретите далеко не везде. А все было очень просто. В Германии тех лет был колоссально толстый налог на большую прибыль. Поэтому те, кто зарабатывал сотни миллионов, по закону отдавали десятки в государственную казну. Вопрос: как же легально оставить бабло при себе? Нужно просто снять кино.

-5

Дело в том, что немцы в тот момент пытались искусственно поднять немецкий кинематограф. Поэтому там, как и в России, выделяли много безвозвратных инвестиций от государства. Но это не самое классное. Если вы вложили свою прибыль в кино, с нее не нужно платить налоги.

Окей, но что будет, если фильм не выгорит? Вы же потеряете кэш, нет? Нет. Инвестор из Германии мог вложить, скажем, около 100 миллионов в съемки фильма, чтобы уйти от налогов. Потом, когда фильм вышел, а налоги уже списаны, он продавал его продюсерам из Голливуда, теряя около десяти-пятнадцати миллионов.

-6

Формально инвестор вроде как в минусе, но фактически у него на двадцать-тридцать миллионов больше, чем если бы он не снимал кино, а заплатил налоги. А человек из Голливуда тоже сильно сэкономил на налогах, потому что, опять же, формально страной-производителем остается Германия. Феноменальный вин-вин.

Но так было только в начале нулевых. Потом правительство Германии опомнилось и, как ему казалось, зарезало схему с распилом кэша через Голливуд. Знаете, как? Теперь фильмам было обязательно иметь немецкого режиссера. По сути, немецкие власти лишили Уве Болла конкуренции, позволив ему быть единственным и неповторимым секс-символом налогово-киношных схем.

Почему Уве Болл снимал кино по играм?

Дело в том, что тогда, в нулевых, мало кто видел перспективу в экранизациях видеоигр. Прошлый опыт в виде «Мортал Комбата» или «Братьев Марио» особо не вдохновлял, так что лицензии стоили сравнительно дешево, но создавали много шума в среде геймеров. И Болл пошел по этому пути совсем не из-за большой любви к видеоиграм.

-7

Дело в том, что у Болла никогда не было крутого резюме. Да, он знал, как пользоваться схемой с налоговым законодательством, но нужно было еще и убедить инвесторов выложить чемодан с купюрами малоизвестному режиссеру. Без нужного тайтла в кармане Уве такие маневры не удавались, а когда он приходил с купленными лицензиями, то возвращался уже с деньгами.

Первым громким проектом была экранизация хоррора Alone in the Dark в 2004 году, куда Болл нагнал списанных голливудских актеров с красными ценниками: Кристиана Слейтера, Стивена Дорффа и Тару Рид. Фильм «Один в темноте» вышел настолько кривым, что в финальный монтаж попала сцена, где убитая героиня успевает покрутить головой и начать вставать перед сменой кадра.

   «Один в темноте» Виталий Халюков
«Один в темноте» Виталий Халюков

Дальше был «Бладрейн» с Кристанной Локен, Майклом Мэдсеном и Беном Кингсли, потом «Во имя короля» – экранизация Dungeon Siege с Джейсоном Стэйтемом, «Постал» и другие хиты. В середине нулевых Уве Болл, выпуская несколько фильмов в год и собирая антипремии, вроде «Золотой малины», стал мемом и известной каждому геймеру страшилкой. Его не столько высмеивали, сколько всерьез ненавидели. Но ничего поделать не могли.

   «Бладрейн» Виталий Халюков
«Бладрейн» Виталий Халюков

Смешнее всего получилось с фильмом «Фар Край» 2007 года, куда Болл притащил Тиля Швайгера. Дело в том, что права на экранизацию Уве купил у Crytek еще до выхода самой игры Far Cry. То есть, тогда это был ноунейм-проект с неочевидными перспективами, а передовым хитом Ubisoft он стал позднее. Но права уже утекли к Боллу, так что фильм точно будет. Красота!

Как Болл уговаривал звезд сниматься в своих фильмах?

Актеры первой величины до его уровня никогда не опускались. Но в картинах Болла снимались Бен Кингсли, Джейсон Стэйтем, Майкл Мэдсен, Дольф Лундгрен, Билли Зэйн и Тиль Швайгер, а это серьезный списочек. Тут, опять же, никаких секретов: Болл заманивал их деньгами, часто выбирая тех, у кого в последние годы не было высокооплачиваемых ролей.

   Бен Кингсли в фильме «Бладрейн» Виталий Халюков
Бен Кингсли в фильме «Бладрейн» Виталий Халюков

Секреты бизнеса от Уве Болла: никогда не экономьте на актерах и лицензиях – экономьте на всем остальном. Смехотворные спецэффекты и костюмы из «Во имя короля» и «Бладрейн» уступали даже сделанным на коленке тайтлам категории Б-минус, а Уве особо не парился об актерской игре и прочих вещах. Главное – довести съемки до финала, чтобы сработала денежная схема.

Снял ли Уве Болл хоть что-нибудь хорошее?

Короткий ответ: нет. Но в реальности все немного сложнее. Если «Один в темноте», «Фар Край» и «Бладрейн» как будто издевались над оригинальным материалом из видеоигр, то фильм «Постал» 2007 года, по мнению многих зрителей, оказался более удачным. Почему?

   «Постал» Виталий Халюков
«Постал» Виталий Халюков

Есть несколько причин. Но главная из них – тот факт, что игра Postal изначально была пародийным кровавым трэшем и угаром, где можно было поливать прохожих мочой и использовать кошек в качестве глушителей. Да, был вариант пройти игру без насилия, но нашло и применило этот способ не такое уж большое количество геймеров. Так что тут зарешал стремный первоисточник, где было нечего портить.

   Bloodrayne 2 Виталий Халюков
Bloodrayne 2 Виталий Халюков

Вторая причина – сам сеттинг. Что такое Alone in the Dark? Мистический survival horror про зловещих духов, вдохновленный мифологией Лавкрафта. Bloodrayne – вампирский экшн с кровью, стволами и акробатическими пируэтами. Far Cry – модный guerilla-экшн про убийства сотен ботов в тропиках. А Dungeon Siege – фэнтези. Эти тайтлы требуют к себе особого жанрового подхода, и их сложно представить без мощного визуала: спецэффектов, костюмов. Не говоря уже о методах повествования.

   Postal 2 Виталий Халюков
Postal 2 Виталий Халюков

И вот Postal – хаотическая трэш-история в американской глубинке. Естественно, воссоздать атмосферу и декорации в этом случае гораздо проще для любого режиссера. Поэтому перед Боллом и его командой тут стояло гораздо меньше сложных задач. Но не будем преувеличивать. Фильм «Постал» не стал хитом, да и оценки получил низкие, но с двумя важными ярлыками: «хотя бы можно смотреть» и «в целом похоже на игру».

А зачем Уве Болл избивал критиков?

Отдельная важная часть биографии немецкого гения. В 2006 году он вызвал критиков на боксерские матчи и жесточайше отхлестал каждого из них. О поп-MMA в тот момент еще никто не слышал, но прецедент получился сильным. Предсказуемые победы бывшего боксера Уве над пятью худосочными гиками странным образом даже улучшили репутацию Болла. Ничего себе, чувак готов защищать свое реноме – вот как читался посыл.

-14

На самом же деле история с боксом вообще не красит Уве Болла. Даже наоборот. Несмотря на то, что он всю карьеру занимался откровенной коммерцией и налоговыми махинациями, Болл всегда винил в провалах кого-то другого.

В интервью Уве перекладывал ответственность за качество фильмов на актеров, съемочную группу, создателей визуальных эффектов и критиков, которые не оценили замысел. Сам-то он собирался сделать из Bloodrayne «Гражданина Кейна», но не повезло.

-15

Образ ранимого творца в этом смысле совсем не коррелирует с образом циничного решалы, который нашел способ делать деньги на кино, стал живой легендой и наслаждается хейтом. Чисто технически Болл всегда тяготел ко второй версии, но вел себя в соответствии с первой, что, честно говоря, смотрелось смехотворно. Как и избиение критиков, до последнего надеявшихся на шоу и прикол. Просто вдумайтесь в ситуацию: никто не шел мстить Уве за плохие экранизации, а вот он был смертельно серьезен. Фу.

После нулевых Болл пропал – почему?

На момент съемок фильма «Фар Край» Уве заработал безумный антирейтинг, и с ним уже не хотели работать серьезные актеры и инвесторы. Вместо легкой халтурки за большие деньги, как было, когда Болла никто не знал, они нарывались на удары по репутации. Режиссера уже называли худшим в истории, а к его творчеству было приковано много негативного внимания. Все просто гадали, сможет ли он сделать еще хуже.

-16

К концу нулевых Болл уже не мог привлекать так много денег, как раньше. Многие его фильмы (например, продолжения «Бладрейн») выходили сразу в цифре, минуя кинотеатры. При этом проворачивать налоговые приколы Болл мог только в том случае, если проект получал кинотеатральный прокат в нескольких странах. А это ушло.

Когда же Уве снимал что-то, не связанное с видеоиграми, об этом никто и слышать не хотел. «Бладрейн 3» 2010 года стал его последним фильмом, который хоть где-то обсуждался в контексте репутации «худшего режиссера в истории». Люди все еще использовали Болла как мем и сравнительную единицу. О плохих фильмах говорили, что это «почти как Уве Болл» или «хуже только Уве Болл», но от самого режиссера отвернулись.

-17

К тому же, проснулось правительство Германии, закрыв программу списания налогов, благодаря которой Уве находил хоть каких-то инвесторов для творчества. Произошло это не одномоментно, но тенденцию можно проследить по очень простому параметру. Начиная с десятых годов работы Болла перестали получать персональные странички на «Википедии». А зачем?

В 2016 году налоговое окно закрылось окончательно, а Болл через год выпустил свой, как тогда казалось, последний фильм – третью часть франшизы «Ярость». Тогда же он объявил о завершении режиссерской карьеры, но в середине десятых эта новость была встречена лишь как повод вспомнить, кем вообще был этот странный немец.

-18

С тех пор Уве Болл – медиатруп и легенда прошлого. В 2021 году он вернулся как сценарист фильма «Падение». В 2022 году случился режиссерский камбэк с «Ханау». Но о них уже никто не говорил. Более того, Болл лишился и некогда главного актива – ненависти.

Праймового Уве ненавидели искренне, изощренно. Блогеры снимали обзоры на его фильмы не для того, чтобы посмеяться, а чтобы показать, как там все плохо. Петиции, комментарии, заголовки – все это было. Но начиная с десятых годов развилась другая тенденция. Зрители начали искренне наслаждаться плохим контентом, увлекаясь им сильнее, чем мог позволить эффект «так плохо, что аж хорошо». На этой волне Болл мог бы снова стать великим, но его карьера худшего в истории на тот момент уже закончилась.

Новый ролик BadComedian про фильм Невского – неудачный камбэк. Кажется, Баженов просто устал

За что не любят Стивена Кинга? Ужасные концовки, кино и аморальная сцена из «Оно»

👍 Каждый лайк помогает каналу развиваться. Больше лайков – больше классных текстов!

✅ Смело подписывайтесь на «Палач», у нас только захватывающие посты!