«Могу, конечно, говорить только от своего имени, но почти за семь часов, проведенных у телеэкрана, я не соскучился ни разу. Впрочем, я не был исключением. Успех фильма у зрителей очевиден. …
Заслуга авторов «Адъютанта» в том, что они сумели разработать не только очень увлекательный, но и очень содержательный сюжет.
Произведением о советском разведчике, засланном во вражеский стан сегодня никого не удивишь. Именно поэтому с особой остротой звучит вопрос: что вынесут зрители с просмотра? Обогатятся ли они новым знанием жизни, разделят ли переживание с человеком, добровольно подвергшим себе столь тяжким испытаниям, или жанр будет заполнять отработанный, «мятый» пар.
«Адъютант его превосходительства» возвращает нас в дни гражданской войны. 1919 год. Социалистическое Отечество в опасности. Армия Деникина захватила Харьков, и небезызвестный миллионер Рябушинский сулит крупную награду полку, который первым войдет а Москву.
В эти трудные и легендарные времена у деникинского генерала Ковалевского появляется новый адъютант — капитан Кольцов. Зритель знает с самого начала, что Павел Кольцов — чекист, но тем не менее ни обстоятельства его появления среди деникинцев, ни быстрое утверждение в новой должности не кажутся сюжетной натяжкой. Капитан естествен, органичен в этой роли, он прекрасно справляется со своими обязанностями, он умен, обаятелен. Уважение испытывает к нему даже белогвардейский генерал и после того, как узнает, что имел депо с красным лазутчиком. Держаться так уверенно Кольцову помогает то, что он действительно Кольцов и бывший капитан царской армии.
Образ Кольцова в исполнении Ю. Соломина, бесспорно, войдет в галерею лучших кинообразов чекистов наряду, например, с майором Федотовым из «Подвига разведчика» или Ладейниковым из «Мертвого сезона».
Но не меньшая удача картины и второй центральный персонаж — генерал-лейтенант Ковалевский, которого играет В. Стржельчик. Образ этот далек от расхожих штампов, по которым кроются иные «беляки». Ковалевский Стржельчика интеллигентен, мягок, насколько это возможно для военного. Это человек типа Алексея Турбина из пьесы М. Булгакова В нем намечены черты тех представителей «белой гвардии», которые впоследствии, оказавшись у разбитого корыта в эмиграции, осознают несправедливость дела, за которое боролись. Но пока они этого не осознали, на полах Украины и России льется кровь русских людей, в которых стреляют русские же люди по приказу генерала Ковалевского.
Мрачная фигура полковника Щукина (В. Козел) явно контрастирует с генералом. Правда, она обрисована несколько более обще, несколько более соответствует хрестоматийному, что ли представлению о руководителе белой контрразведки.
Впрочем, если начать разбирать героев фильма подряд, то потребуется немало места. Но это как раз хочется сделать. Одно из главных достоинств фильма, одно из главных достоинств режиссерской работы Е. Ташкова — это пристальное внимание к разработке характеров, и не только основных героев, но и эпизодических. (…)
В том поединке нервов, хладнокровия, ума и стойкости, который ведет разведчик, вероятно, счастливая случайность, везение могут, как говорится, иметь место. Но не слепой случай, а точный расчет, умение предугадать контрход и противопоставить противнику свою более тонкую игру — только в этом можно по-настоящему и проявить характер разведчика, только этим можно убедить зрителя. А введение в сюжет «госпожи удачи» чаще всего воспринимается как желание сценаристов легким путем выйти из тупика, а который они сами завели своего героя.
Кольцову не раз приходится проявлять находчивость. Он быстро разгадывает ход контрразведки, подославшем к нему «жену» действительного статского советника Кольцова, за сына которого выдает себя капитан. В другом случае после удачной диверсии он возвращается в город, «украшенный» несколькими солидными ссадинами. Явиться в таком виде перед ясными очами его превосходительства и полковника Щукина невозможно. А вернуться надо. И тогда организуется «пьяная» драка на самом видном мосте, а которую рыцарски вмешивается Кольцов, получая «законную» возможность прибыть на службу с пластырем на лице. …
Есть, однако, в фильме две линии, которые представляются мне … грубым просчетом. Первая из них связана с образом батьки Ангела. Этот карикатурный тип проник в фильм откуда-то из оперетты. Игра всеми любимого А. Папанова только усиливает впечатление опереточности, совершенно несовместимой со строгим, достоверным стилем произведения.
Еще большее недоумение вызывает любовная линия героя. Трудно даже понять, для чего она введена в картину. Если авторы решили: как же такой длинный фильм — и вдруг без любви, то они явно недооценили собственного материала.
Неуместна романтически-загадочная, завлекающая обстановка встреч Кольцова и Тани, невыразительна игра актрисы Т. Иваницкой, да и Ю. Соломин становится в этих эпизодах слащавым и претенциозным.
Правда, любовные сцены не занимают большого места в фильме и не успевают нанести образу Кольцова непоправимого ущерба. Фильм кончается высокой трагедийной нотой. Кольцов пускает под откос эшелон с антантовскими танками, прекрасно отдавая себе отчет в том, что если он и останется в живых после этой дерзкой операции, то попадет в лапы Щукина.
Перед нами подвиг а чистом виде. Человек жертвует жизнью во имя революции, во имя спасения других людей.
Но зрители, которым полюбился отважный «адъютант», не хотят, конечно, расставаться с ним. В своих письмах они категорически требуют спасти героя и продолжить его экранную жизнь. И хотя эти письме свидетельствуют о том, что авторы отлично справились с поставленной задачей, все же делать «продолжения» не стоит.
Шестая серия уничтожила бы совсем не притянутую в данном случае трагедийность. Сколько чекистов с открытыми глазами шли на смерть за власть Советов! Да и образ, пожалуй, уже исчерпан, и не надо пытаться из одного успеха сделать два. Обычно из этого ничего хорошего не получается» (Всеволод Ревич. Фильм идет семь часов // Советский экран. 1970. № 15. С. 2-3).