Как и следовало ожидать, в середине XVII века отношения между церковью и властью в Московской державе стали более сложными. Это произошло в период укрепления самодержавия и нарастания общественной напряженности. Эти события стали катализаторами преобразований в православной церкви, которые привели к серьезным изменениям в политической и духовной жизни российского общества и разделению церкви.
Церковный раскол на Руси в 17 веке был вызван социальным кризисом, церковным кризисом, духовным кризисом и внешнеполитическими интересами страны. Социальный кризис возник из-за стремления власти ограничить привилегии церкви, которая имела значительное влияние на политику и идеологию. Церковный кризис был связан с низким уровнем профессионализма духовенства, его распущенностью и различиями в обрядах и толковании содержания священных книг. Духовный кризис произошел из-за изменяющегося общества, где люди по-новому понимали свою роль и положение в социуме и ожидали, что церковь соответствует требованиям времени.
Во внешней политике России были необходимы преобразования, соответствующие интересам государства. Московский царь стремился стать наследником византийских императоров и присоединить к России территориальные владения, при этом приводя обряды в единство с греческими образцами, принятыми на территориях православных земель. В связи с этим, Никон был избран патриархом и начал церковную реформу, заменив двоеперстное крестное знамение на троеперстное. Однако, спешка и репрессивные методы, используемые Никоном при проведении реформы, вызвали протест населения и привели к расколу церкви на Руси в 17 веке.
В 1658 году Никона выдворили из Москвы, что вызвало возмущение его властолюбием и происками бояр. Тем не менее, преобразования продолжал сам царь, реформируя церковные обряды и богослужебные книги в соответствии с греческими образцами. Реформа укрепила централизацию церкви и её иерархию, но суд над Никоном стал прологом ликвидации патриаршества и полного подчинения церковного института государству.
В обществе свершившиеся преобразования создали атмосферу восприятию нового, что породило критичность по отношению к традиции. Не принявших новшества стали называть старообрядцами. Старообрядчество – одно из самых сложных и противоречивых последствий Никоновской реформы, раскол внутри церкви и в самом обществе.