Найти тему
Михаил Драбкин

Метро в Нижнем Новгороде: до другого берега Оки достроили, но ещё строить и строить

Метро в Нижнем Новгороде запустили в самом конце 1985 года, построив за 8 лет первые 6 станций.

-2

Что позже большинства метрополитенов Советского Союза: этот вид транспорта появился раньше не только в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове и Ташкенте, но и в Тбилиси, Баку, Минске и даже Ереване.

-3



Но провинция РСФСР по некоторым показателям инфраструктурного развития иногда оказывалась позади не только столичных Москвы и Питера, но и союзных республик, и Горьковский метрополитен заработал раньше всех остальных провинциальных российских метрополитенов, что вполне отражало значение, которое имел третий тогда по величине в будущей России город.

-4

Все станции изначально располагались на левом берегу, соединяя главный транспортный узел (железнодорожный вокзал) с главным городским промышленным предприятием (ГАЗ) и спальными районами на юге города, не решило главную транспортную проблему - связь двух берегов Оки.

Добавьте описание
Добавьте описание

На излёте советского времени и в начале 1990-х успели построить ещё несколько станций, все на Автозаводе и в Московском районе (на пути в Сормово), а потом строительство метро, как и во всей стране, замедлилось и в итоге почти остановилось.

-6

Впрочем, почти через 30 лет после открытия (в 2012 году) метро всё же пришло в Нагорную часть города, создав наконец в городе единую систему внеуличного транспорта с достаточно большим охватом.

-7

Пассажиропоток в метро с открытием правобережной "Горьковской" вырос чуть ли не вдвое, но всё равно остаётся достаточно скромным, учитывая немалую по меркам провинциальной России длину линий (22 км) и количество станций (15).

Добавьте описание
Добавьте описание
-9

Метро перевозит менее 100 тыс. пассажиров в сутки (83 тыс.).

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Как по удельной (в расчёте на одну станцию), так и по абсолютной загрузке в России меньше востребован только Самарский метрополитен.

Добавьте описание
Добавьте описание

Среди станций нижегородского метро заметно загружены далеко не все станции.

-13

Это четырёхпутная "Московская", общая для обеих линий (19 тыс. чел. в сутки, главный транспортный узел), "Горьковская" (17 тыс. чел., единственная станция на правом берегу Оки, в центре города), "Заречная", "Двигатель Революции", "Пролетарская" (18, 10, 11 тыс. чел. соответственно, большой жилой и промышленный район), "Парк Культуры" (11 тыс. чел., юго-западная конечная в крупном жилом районе).

-14

Бóльшая часть выходов из метро выполнены, конечно, в виде подземных переходов.

-15

"Двигатель Революции" - это однозначно самое оригинальное название станции метро в России, особенно с непривычки.

Добавьте описание
Добавьте описание

Хотя, конечно, ещё есть куда расти.

-17

Метро так и не дошло до Сормова, самого большого жилого и индустриального района на западе города - более того, при строительстве нынешней западной конечной (Буревестник) был зачем-то закрыт прилегающий участок железной дорогой, который мог бы обеспечить комфортную пересадку между этими видами транспорта.

Добавьте описание
Добавьте описание

Нагорную часть до сих пор обслуживает только одна станция метро ("Горьковская"), причём за 10 лет, прошедшие с момента открытия станции, на её базе так и не был организован транспортно-пересадочный узел.

-19

Даже не была толком оптимизирована схема движения наземного общественного транспорта для подвоза пассажиров к станции, что несомненно снижает как качество обслуживания населения, так и уровень эффективности работы метрополитена.

-20

В 2018 г. к Чемпионату мира по футболу, часть матчей которого проходила в Нижнем Новгороде, была открыта станция "Стрелка", которая на самом деле расположена скорее не на Стрелке, а в микрорайоне Мещерское Озеро.

Это ближайший к центру города густонаселённый жилмассив, и благодаря этому "Стрелка", быстрое открытие которой было связано с её расположением вблизи главного футбольного стадиона Нижнего

В 2022 году после четырёхлетнего перерыва в городе возобновилось строительство метро.

Добавьте описание
Добавьте описание

И через несколько лет планируют запустить ещё две станции в Нагорной части города.

Добавьте описание
Добавьте описание

Новая восточная конечная ("Сенная") обеспечит прямую пересадку между метро и междугородней канатной дорогой, которая пересекает Волгу и соединяет центр Нижнего Новгорода с городом Бор.

-23

Бóльшая часть станций нижегородского метро (10 из 15) были построены в 1980-е годы.

Добавьте описание
Добавьте описание

И бóльшая часть станций старейшей поволжской подземки - это классические советские "сороконожки" (колонные трёхпролётные мелкого заложения без каких-либо излишеств).

-25

Всего 4 нижегородские станции - односводчатые, в основном на Автозаводском радиусе.

-26

Добавьте описание
Добавьте описание

В целом, с точки зрения архитектуры метрополитен - один из самых невыразительных на постсоветском пространстве, примерно на уровне Самары.

-28

Но до того же Минска по уровню неэстетичности станций Нижний Новгород не дотягивает.

-29

Все станции нижегородского метрополитена - мелкого заложения, эскалаторы есть только на "Московской" (как на самой большой и загруженной - но там они не работают, впрочем) и на "Горьковской" (она заметно глубже остальных - 16 метров, это уже на грани глубокого заложения).

-30

Ещё нижегородскому метро принадлежит такой не самый достойный рекорд, как максимальное количество одноимённых станций. То есть именно в Нижнем Новгороде максимальное количество станций метрополитена имеют своих "тёзок" в других городах.

Добавьте описание
Добавьте описание

Если быть точным, то 8 из 15 (больше половины) станций нижегородского метро имеют неоригинальные названия, а если считать "Ленинскую" (имеющую аналоги в виде "Площади Ленина", "Ленинского проспекта", Библиотеки имени Ленина" в других городах) - то и вовсе 9 из 15. Во многом это связано с тем, что, в отличие от той же Казани, где названия станций метро все оригинальные и нет ни одного советского названия, в Нижнем большая часть названий станций были идеологизированы ("Комсомольская", "Кировская", "Ленинская"), и все они сохранили свои имена. А ведь таких идеологем было ограниченное количество, и в каждом метрополитене Союза была хотя бы пара станций с подобными названиями.

-32

Пожалуй, единственное распространённое советское и российское название станции метро, которое не встречается в Нижнем Новгороде - это названия в честь победы в Великой Отечественной ("Проспект Победы", "Победа", "Парк Победы", "Площадь Победы").

Да, самая примечательная нижегородская станция метро - это четырёхпутная "Московская", образующая с Московским (в течение уже 60 лет - главным и по сути дела единственным) железнодорожным вокзалом крупнейший в городе и области (и один из крупнейших в стране за пределами столиц) транспортный узел.

Добавьте описание
Добавьте описание

Открытая уже в составе первой очереди нижегородского метро "Московская" с выложенными на путевых стенах башнями Московского кремля была первой четырёхпутной станцией в России и бывшем СССР.

-34

Впрочем, бóльшую часть своей истории она не эксплуатировалась как полноценная пересадочная станция, ведь она была конечной для обеих (Сормовской и Автозаводской) линий метрополитена.

-35

И лишь с вводом сначала (в 2012 г.) "Горьковской", а в 2018 г. и "Стрелки" "Московская" заработала в полную силу.

-36

Интересный факт: Сормовская линия метро, не пересекающая Автозаводскую и "соприкасающаяся" с ней на "Московской" - единственная в России, где организовано левостороннее движение поездов.

Забавно, что вторая в России четырёхпутная станция метро, открытая в 2020 году, называется "Нижегородская" и располагается в Москве.

-37

Только там на путевых стенах нет видов Нижегородского кремля, увы.