Люцина: Привет! Если бы перед тобой сейчас оказался небольшой лекторий, как бы ты представилась?
Даша: Привет! Меня зовут Даша, известная под ником Душа Свобода, потому что первую популярность я набрала в ЖЖ, где в древние времена у меня был блог, который так и назывался. Я профессиональная художница, этим зарабатываю на жизнь. Пишу на заказ картины, продаю свои. Мне интересен человек во всех проявлениях, поэтому пишу картины про людей. И я уже 8 лет обучаю рисовать. Сейчас веду блог в инстаграме. Веду его в старом формате постов и больших текстов.
Я родилась в Челябинске, получив образование, около года жила в Петербурге, потом переехала в Москву на 7 лет, после, вернулась в Челябинск.
Люцина: Челябинск равно художник — не самая типичная история. Я знаю, что многие не идут по такому пути, потому что есть убеждение, что здесь стоит выбирать более понятную профессию. Расскажи, как ты поняла, что готова идти по стезе человека искусства.
Даша: Как и Челябинск, так и искусство — для меня это цвет глаз. Ты с этим родился, ты это не выбирал. Я это не выбирала, я с этим живу. Можно вставить линзы, но при это твои природные глаза про другое.
Я с детства была девочкой, которая рисует. Родители это поощряли и занимались мной. Я пошла в художественную школу, художественное училище и дальше. И у меня не было этого конфликта. Я просто всегда была девочкой, которая рисует.
Челябинск — хороший поставщик абитуриентов в столичные вузы. Стабильно. У нас очень хорошая академическая база. По крайней мере на тот момент была. Старое доброе, классическое академическое художественное образование. Оно у меня есть.
Будучи студенткой, я не задумывалась сочетается это или нет. Это была моя данность. Как опять же, цвет глаз. И всё.
Задумываться об этих вещах я стала позже. Например, на первом курсе, когда хотелось свободы, независимости от родителей и больше денег, я размышляла, может искусство не совсем моё и надо рассмотреть другие варианты. В поисках подработки, не придумала ничего лучше, как выучиться на крупье и работать в казино. Они тогда еще были. План осуществила, поработала и поняла, что я таки художница. Я это выбрала, это моё.
Были и другие опыты подработки, как у всех в студенческое время, но говорю про казино, потому что там я поняла, что не верю в талант и призвание. Это просто затраченное количество часов. Когда мне говорят, что я талантливая, то отвечаю, что просто с детства рисую, все банально. Плюс в моем случае это приветствовали. Меня хвалили и давали возможность учиться — вот и весь дар, пожалуйста. При этом я продолжаю рисовать каждый день.
Когда решила выучиться на крупье, я была лучшей в своей группе и меня взяли в лучшее казино. И я поняла, что если у тебя есть мотивация, то не важно, творческий ты или не творческий, это все условно. Я не верю в талант и поэтому я хороший преподаватель. Не буду скромничать, что хорошо обучаю взрослых людей рисовать, потому что точно знаю, что если у них есть желание, то всё получится. Не обязательно быть рожденным с кисточкой в руках.
Люцина: 10 тысяч часов решает. А ты помнишь свои первые деньги, заработанные именно как художник?
Даша: Поскольку за мной закрепилось звание художника с самого раннего возраста, то этим я добирала уважение к своей персоне. Денег тогда не было ни у кого, все жили плохо, но за счет рисования я всегда получала социальный авторитет. Все хотели со мной дружить, все хотели мои рисунки. И начались первые взятки. Мне старшеклассники несли какие-то деньги. Так со школы я начала зарабатывать.
Люцина: Что именно ты делала? Рисунки, открытки?
Даша: Я рисовала персонажей нашей школы в виде героев Симпсонов. В таком стиле. Естественно, это разлеталось. Это был успех.
Люцина: Ты нашла свою нишу, попала тогда в момент, учитывая популярность Симпсонов.
Даша: Кстати, в какой-то степени я в ней и осталась. Потому что так же рисую людей и у меня есть свой стиль. Я отбросила симпсоновский и изобрела собственный. И в нем работаю.
Люцина: Ты закончила учиться и переехала в Питер. То есть ты переехала, но спокойно вернулась. И чувствуешь себя хорошо. Делаю на этом акцент, потому что есть такая история, когда человек уезжает куда-то, потом хочет вернуться в свой город или другой город поменьше, но ему психологически сложно это сделать, потому что воспринимается, как откат.
Даша: У меня не было цели уехать, это все было от меня очень далеко. У меня было такое серое мрачное детство, бедное, я как-будто всегда знала, что эта жизнь не для меня. Я абсолютно смиренно принимала свои реалии, не мечтала ни о чем (хохочет).
Когда я вспоминаю детство, то это серые панельки, первый этаж, под окном кто-то бродит, и мы никогда никуда не ездили. И я ничего не видела. Была той самой девочкой, которая слаще конфетки ничего не пробовала.
В 19 лет впервые поехала в Петербург, когда по учебе случилась музейная практика. И естественно, он меня потряс. Помню, у меня было такое горе, потому что я столько пропустила, потому что в мире существует такая красота, а я этого всего лишена. И я им заболела. Спасибо Питеру, так у меня появилась первая в жизни мечта.
И я уехала туда с какими-то копейками. Мы прожили всю романтику Питера, все что должно быть у юных людей. Когда вы романтизируете жизнь полную страданий и богемности. Куда без этого.
Никакого успеха я там не добилась, зато практически 8 месяцев ходила по музеям, как на работу. Восполняла недостаток внешних впечатлений, эстетики, архитектуры. Мечту закрыла. Но мне не подошел климат, он не для всех.
За компанию я с подругой съездила в Москву. И она мне зашла. Москву я люблю. Там я сразу встроилась по темпераменту, по климату. Город мой. И все было хорошо.
Какое-то время жила на два города.
Эти города нужны были мне, чтобы получить опыт, восполнить части своей личности. Сейчас мне удобно жить в Челябинске.
Не стояло цели переехать, я будучи молодой девушкой в поисках себя, экспериментировала.
Люцина: Ты очень честно говоришь про детство. Сейчас, когда ты уже все переработала в опыт, можешь ли ты сказать, что даже не смотря на серость панелек, ты черпаешь в детстве ресурс и вдохновение? Это я к тому, что у нас всех были плюс минус одинаковые 90е. И ты, как творческая натура, смогла не валяться в этой негативной рефлексии, не упасть в неё, а взяла из нее силу и пойти дальше.
Даша: Понимаю, о чем ты. И мне кажется, во всех интервью это будет. Потому что это действительно так. Скудность внешних впечатлений здесь, скудность парадной-фасадной красоты, как в Питере, она просто принуждает тебя отращивать богатый внутренний мир. Я жила среди серых панелек, а потом приходила и утопала в книгах. Интернет появился только на последних курсах. Та маленькая Даша наполнялась книгами.
Я об этом открыто рассказываю, потому что не воспринимаю этот опыт, как негатив. Мне нравится уныние, я его люблю. Честно.
Люцина: Это как часть русской души, в хорошем смысле слова. Я сама люблю всю нашу классику, которую принято считать депрессивной и страдальческой.
Даша: У меня, как у художника тоже есть свой штрих, который я использую из картины в картину. У Дали узнаваемый почерк — это часы. У меня такой элемент — мертвая птица. Мне этот символ кажется очень поэтичным. И я вижу красоту в этом. То же самое и с Челябинском. В этой мрачной эстетике я черпаю силы, меня она не коробит. Она родная и естественная для меня. И я ее преобразовываю во что-то новое. В своей жизни и в искусстве.
Люцина: Если бы тебя попросили дать совет. Разыграем ситуацию, где кому-то по определенным обстоятельствам надо еще 10 лет жить в Челябинске, но он не может найти здесь ничего красивого. Как бы ты его поддержала?
Даша: Смотря кто задает вопрос. Если это молодой несформированный человек, то мы бы с ним поговорили о жизни.
Взрослый человек, если он открыт к миру, узнал про себя что-то, то он понял, что везде возит с собой себя. И у него либо не возникает этого вопроса, либо ему не помочь. Потому что когда ты жил заграницей, жил в других городах, то ты просто понимаешь, что ты одни минусы меняешь на другие минусы. И так же с плюсами. И ты везде везёшь с собой себя.
Для меня не критичен Челябинск, потому что мне с собой везде хорошо, в любой деревне смогу себя чем-то занять, в особенности если там будет интернет.
Если человеку с собой плохо, то дело не в городе.
Обожаю Москву. Но о ее минусах я могу говорить очень долго. Так же как и Челябинска. Я не идеализирую.
Люцина: То есть, ты бы ему порекомендовала работать над собой.
Даша: Вздохнула бы просто)
Люцина: Какие плюсы выделяешь здесь? В нашем городе Че.
Даша: Я считаю, что город, в котором живешь надо выбирать по критериями комфорта конкретно своей жизни. Этот город поддерживает необходимый тебе уровень? Для меня сейчас Челябинск комфортен.
Эти плюсы очевидны. Имея опыт жизни в разных городах, я до сих пор радуюсь, что за 15 минут в Челябинске можно доехать куда угодно. Что мне не нужно записываться с друзьями на встречу за месяц в ежедневник. Это правда так. Я люблю Москву, но там это так. Это страшно утомляет.
Я до сих пор не до конца верю, что можно переделать всю работу, сходить на тренировку, пообедать с друзьями, еще по пути встретить всех знакомых, поболтать и все равно у тебя останется время! И это такое счастье. И сейчас кажется безумием жить в графике, когда у тебя один день — одно дело.
О плюсах Челябинска я могу долго говорить.
Для меня критично время. Я не хочу тратить свою жизнь на дороги. В Челябинске я живу так, что не пользуюсь общественным транспортом вообще. Я везде хожу пешком через парк. Каждый день я на природе. Либо, если мне куда-то надо, то это 15 минут и 200 рублей на такси.
Я живу рядом с парком. Наш, так называемый парк, — дикий лес в городе. Наш город единственный в мире с таким лесом в центре. И я живу рядом с ним. Это роскошь. Каждый день наблюдаю красивейший сосновый бор и через него я хожу по всем делам.
Моя тренировка. Я хожу на воздушную гимнастику. Я это место просто обожаю. Это целое комьюнити, очень мощный уровень, они берут во всех городах медали, растят чемпионов.
Радуюсь нашим ценам. За небольшие деньги ты можешь получать высокое качество услуг. Здесь ты можешь относительно недорого позволить себе психолога, тренировку хорошую, парикмахеров и прочие.
Самое большое преимущество для меня, к сожалению трагическое — мое возвращение в Челябинск подарило мне 7 лет с отцом до его смерти. И это бесценно. Я не понимаю людей, которые живут далеко от родителей и отправляют им деньги. Им пожилым нужны не ваши деньги, а вы. А у нас с папой это было. Мы все успели друг другу сказать. Мы виделись не раз в несколько месяцев, а постоянно общались. И теперь это у меня никто не отнимет. Это уже было.
Люцина: Такое формирование дома.
Даша: Даже в дружбе важный фактор — это регулярность встреч. Когда вы говорите, что у меня есть друг, мы пять лет не виделись, но мы такие хорошие, то вы немножко врете себе. Потому что одно дело каждый день быть в плотной связке с человеком. И в нашем городе вы можете это себе позволить, даже если у вас семьи, дети, работы, хобби.
Челябинск подарил мне годы с папой и мою лучшую подругу. Это тоже большое счастье в жизни — настоящая дружба. И мы можем постоянно общаться без ущерба для наших жизней. Это возможность питаться обоюдно человеческой коммуникацией.
Люцина: Да, когда тебе хочется воочию поговорить, то ты назначаешь встречу другу через полчаса-час. И становится легче.
Даша: Природу нашу обожаю. У нас в черте города несколько озер, в области их больше 3000. И все считают Челябинск промышленным, но не челябинцы. Сами жители будут говорить про природу. Вот ты в кофейне в центре, а через час на дикой природе.
Люцина: Я тоже черпаю в этом огромную силу.
Даша: И я хочу сказать, учитывая, как шатает сейчас мир, Челябинск во всех этих событиях, расцвет для меня невиданными красками. В карантин, пока многие сидели на замках, мы жили полной жизнью, мы объездили всю область, поднимались на горы, плескались в реликтовых озерах. И сейчас, в том числе из-за его удаленности, я чувствую себя более защищенной. Есть моя родовая земля, где жили бабушки и дедушки, я всегда понимаю, что если совсем все будет плохо, то картошку я выращу.
Люцина: Да-да, я так же думаю))
Даша: Это важно! Я думаю, что уже упразднена вся риторика, что надо куда-то ехать. Сейчас мы оцениваем мир по тому, как ты себя чувствуешь в этом месте, насколько ты защищен. А учиться и строить карьеру, когда весь мир перешел на удаленку, сильно проще. Какая разница где ты проживаешь?
Люцина: Мне кажется, классно жить в месте, где ты родился и что-то давать ему. Челябинску можно что-то дать. Не исключено, конечно, что через пять лет мы будем с тобой разговаривать с других концов света, но сейчас чувствуется так. Здесь почва хорошая для впитывания.
Даша: Мне кажется, это естественный процесс. В рамках заботы о себе, получается, что ты решаешь много вопросов внешних. Я элементарно вкладываюсь в экономику города, просто потому что сама хочу кайфовать. Влияю на окружающих, потому что сама хочу с интересными людьми общаться. Я не делаю это искусственно.
Мне сейчас кажется, что посыл: почему ты такая классная, но живешь в Челябинске — кажется неприличным. Даже если какие-то люди сейчас намекают мне: а почему ты в Челябинске? Я обычно делаю вид, что не понимаю, о чем этот человек. Не понимаю такую риторику, когда я должна оправдываться за свое местонахождение. Я здесь, потому что мне тут классно.
Люцина: Хорошо, что ты говоришь об этом. У тебя довольно окрепшая психика. Но на кого-то такие вопросы оказывают больное давление.
Даша: Мне кажется, этот вопрос был актуален до 2019 года, а потом все начали возвращаться в свои провинции, потому что здесь удобно и прекрасно жить.
Люцина: Все сейчас осознали, что слова бабушки о спокойствии Урала оказываются правдой.
Даша: К тому же здесь те же кафешки, тот же инстаграмчик.
Люцина: Хочу с тобой поговорить о смыслах. Про что ты в работе?
Даша: У меня любовь к людям, видимо, произрастает от отсутствия внешней красоты, по-честному если (говорим о городе). Основной интерес с детства направлен был на внутренний мир человека. Я уже хорошо прокачалась в вопросах психологии, фанатично читаю все. Мне интересны люди: внутренне и внешне.
Люцина: У тебя с детства человек воспринимается, как искусство. Как в Питере, к примеру, это дом.
Даша: Да, в Швейцарии красивые пейзажи, а у меня люди, я растворилась в этом. Это стало моей сильной чертой в искусстве. Мне интересно в других докопаться до сути.
Люцина: Что ты рисуешь чаще всего?
Даша: Портреты на заказ в моем стиле. Моя первая популярность была основана на гипертрофированно ярких картинах. Жирные мазки всех цветов. Это привлекало людей. На контрасте с серостью нашего города, а я не собираюсь делать вид, что это не так.
Потом я углублялась в интимность, мне хотелось показать внутренний мир чувств. Какой-то более тонкий, закрытый. И я резко перешла с ярких картин на тушь. Начала работать в мелкой графике. Создавать портреты чувств. Это обезличенные персоны, но там есть нежность, есть объятия, есть касания, практически нет лиц. Я тогда устала от цветов и людей.
И, знаешь, это совпало с возвращением в Челябинск. Есть в этом что-то символическое. Мне захотелось вернуться в свою серость, грусть, суровость.
Когда человек органичен, когда он в гармонии с собой, даже если это что-то серое, мрачное и черное, то все получается. Эта серия была очень успешная. Во-первых, работы из нее выставлялись в Париже, в Каннах, в Бельгии, там был солд-аут. Покупали в разные страны, очень долго заказывали и до сих пор заказывают у меня работы в такой эстетике графики.
Мой интерес к устройству души привел к сотрудничеству с психологом. Я делаю для неё серию иллюстраций. В основе человек, психологизм, внутренний мир, метафоры – мы всё это вместе исследуем. И я еще больше прокачиваюсь в психологии. Подумываю получить образование.
Люцина: Ты будешь психолог-художник? Как прекрасно звучит.
Даша: Мне органично.
Люцина: Расскажи, как происходил процесс попадания твоих картин на выставки? Я, как человек, очень далекий от этой сферы, не понимаю механики. Что сделать, чтобы картины выставлялись в Париже?)
Даша: Тут тоже без иллюзий. В России арт-рынок плохо развит, а сейчас практически мертв. Обнадеживать никого не буду. Волшебных кнопок нет, секрета успеха нет.
Люцина: Черт, все сворачиваем интервью. Я пошла.
Даша: Я у тебя это читала и подтверждаю, что единственный способ, который может сработать – обратиться к себе, познать себя. Тогда вы поймете, какие методы продвижения подходят для вас. То что использует один, совершенно не подойдет другому. Я перебрала их все. Учитывая что я с детства в этой сфере. И сейчас я остановилась на тех пунктах, которые мне нравятся. То есть, например, эпатаж не про меня. Никаких портретов звезд. Хотя, звездам я рисовала на заказ. Был такой этап.
Для меня хорошо рассказывать через личное. Через интерес к моей персоне люди проникаются к искусству.
Люди покупают не картины, люди покупают истории, которые за ними стоят. Я умела и умею рассказывать истории. Люди захотели мои картины, чтобы купить историю.
Тем более, если самому можно стать такой историей. Когда я рисую портреты людей, то называю это картина-исследование. Я начинаю узнавать человека и проживаю с ним небольшую жизнь. Потом оставляю метафорическую карту определенного периода его жизни.
Начинайте разбираться с собой. Если вы совсем не про социум, то нанимаете какого-то менеджера, смм-щика, который будет про вас рассказывать. Вообще, в мире здоровых людей есть арт-менеджер. У меня были такие опыты, когда человек всё выполняет за тебя, а ты просто сидишь и рисуешь.
Когда у меня были крупные выставки в других городах и заграницей, менеджер нашел меня сам.
Люцина: Потому что ты опять же активно вела соц сети.
Даша: Да, мне написали в инстаграме. И мы стали сотрудничать. Так было несколько раз.
Если дать какие-то универсальные советы молодым. Раз уж мы с тобой про Челябинск. То, участвовать в арт-ярмарках. Они везде есть. Необходимо проявляться, проявляться органично.
Когда вы понимаете себя, то ищите художников, которые работают в похожем стиле, и смотрите, что они делают. Ищите для себя ролевые модели. Не чтобы копировать, а чтобы смотреть. Вот этот художник работает в каллиграфией, например Покрас, смотри, что он делает. Тебе это тоже возможно подойдет.
Люцина: Про твое обучение. Если бы ты рекламировала рисование, то расскажи, какая польза для взрослого человека пойти учиться?
Даша: Для меня все эти вопросы снялись, когда я прочитала книгу об устройстве мозга.
У нас вся система образования построена в основном на логических точных науках, потому что они отвечают за выживание. Красный стой, зеленый иди. Нас учат шаблонно мыслить, потому что на первых порах это помогает. У тебя инстинкты реагируют, тебе не нужно тратить время на мысли. И поэтому все образование качает точные науки. Творчеству обучают очень мало. Повезло, когда в семье что-то есть.
На самом деле, человеку творческие занятия так же необходимы для полноценного развития и жизнеобеспечения.
Поэтому, взрослые люди, которые уже состоялись в профессии, у них уже всё есть, а в голову внезапно приходит: хочу вязать, не могу, как тянет!
У меня как-то была в учениках уже взрослая женщина, судья, семья, внуки, а она сидит рисует ромашки. И так ей хорошо.
Без творчества, наша картина мира не полноценна.
Творчество качает нахождение в моменте, когда ты не просто видишь светофор, а ты видишь, что он чугунный, он необычной формы, там какая-то башенка сверху, ой пробежала лисичка. Ты начинаешь видеть все. И без занятий творчеством мы видим мир очень плоским. Когда вы качает эти творческие мышцы мозга, вы вдруг начинаете, как Шерлок Холмс замечать просто миллион оттенков, вы становитесь глубже. Полнота чувств. Переживаний.
Мы люди эволюционно чувствуем стремление желание заниматься творчеством. Это нам фактически не нужно, но мы чувствуем огромную страсть к этому. Это объясняет наука.
Я рекомендую творчество всем. Не обязательно рисование. Но рисование один из простых способов.
Люцина: Это всем доступно. Можно взять любые карандаши и краски.
Даша: И занимаясь каким-то творчеством, не важно каким, для души, вы станете полноценным, наполненным. Вы будете чувствовать себя намного лучше. Сама знаешь, иногда бывает, что весь день в цифрах, сводила счета, а потом порисовала 10 минут и ты перезапустилась, ты отдохнула, тебе хорошо. Всем рекомендую.
Поэтому мне кажется, без ложной скромности, что я хороший педагог. Потому что у меня нет этого убеждения, что некоторые рождены для рисования, а некоторые нет. Есть творческие, есть не творческие. Я в это не верю. К тому же, я сама в творческой профессии, но я люблю цифру, статистику, все, что принято считать скучным.
Люцина: Я думаю, что все есть творчество. Ты можешь стоять мыть посуду, включить себе музыку и делать это с таким наслаждением. Вся жизнь есть творчество. Даже то, как ты сидишь и ешь, может быть творчеством.
Даша: Замечать в этот момент все.
Но знаешь, есть люди, в которых так задушено это творческое начало. Что они могут отдыхать в отеле 5 звезд в горах Альп и при этом не заметить ничего. Им еще и не понравится.
Люцина: Они по-другому мир видят.
Даша: А когда ты осознаешь свое творческое начало, то можешь приехать на самый простой лужок и тебя накрывает. У тебя на ровном месте такие приходы. Увидел ромашку и ты познал устройство вселенной.
И, возвращаясь к тебе Челябинска. Когда ты живешь под этими естественными эндорфинами. Какая тебе разница, где ты? Ты везде это найдешь. А здесь, в этих изъянах, ты найдешь еще больше вдохновения. Идеальное – мертвое. А вот живое, то что с изъянами – в этом я вижу красоту. Это одна из тем моего творчества. Мне нравится неидеальность, надломленность, тема боли. Мрачные темы. Меня это вдохновляет.
Люцина: Это жизнь. Тогда, базовый вопрос художнику. В чем ты находишь вдохновение?
Даша: В опыте. В пути, который каждый проходит. Вижу вдохновение в разных историях, в том, что мы такие разные и как мы это проживаем. Опыт города, опыт конкретного человека, когда рисую его. Самый разный опыт, самые разные явления.
Даже путь Челябинска. Во времена молодости моих родителей, Челябинск был эталонный город, они его любили. Солнечный город для строителей лучшей жизни. Родители им гордились. И даже сейчас у города есть своё неповторимое лицо. У него есть путь. Есть свои боли, свои победы, свои герои, но так же в любом другом городе я могу это увидеть.
Где бы я не оказалась, красота во мне, как бы это банально не было.
И вот это я везде ищу. Я рассказываю истории. Картинами или постами. Меня вдохновляют истории.