Грачева Ирина Вячеславовна, педагог дополнительного образования
Часто в рассуждениях о роли педагога в обществе звучит тема ответственности за будущее, ведь в огромной мере то, каким будет этот мир через несколько десятков лет, зависит от сегодняшней работы учителей.
И вот тут возникает вопрос – а чему должен учить современный педагог, какие знания, навыки, нравственные качества понадобятся людям будущего, учитывая стремительно меняющуюся действительность? Заглянуть в завтрашний день невозможно, но, конечно, необходимо быть в курсе того нового, что появляется сегодня. Тем более это необходимо потому, что современные дети зачастую куда более осведомлены о разнообразных новинках, чем их учителя. И хотя это касается в основном умения пользоваться разнообразными гаджетами, у детей может сложиться, да что греха таить, складывается впечатление, что люди предыдущих поколений, жившие без смартфонов и ноутбуков, это почти дикари с дубинками. Что уж говорить о тех предках, которое жили в эпоху отсутствия телевидения и телеграфа, бензинового и парового двигателя, а дома освещали не электрические лампочки, а примитивные лучины. Детям очень трудно представить, что некоторые знакомые им сегодня вещи и вещества появились в быту человека тысячелетия назад, что технологии, используемые сегодня, во многом базируются на открытиях и изобретениях древности. Выплавка металлов, изготовление керамики, стекла, бумаги, тканей, сооружений из кирпича и бетона – вот только малая доля того, что было придумано людьми задолго до нашей эры, причём придумано без возможности посмотреть на Ютубе передачу «Как это сделано?».
Да, у далёких предков не было современных средств коммуникации и возможности изучать опыт всего человечества, их жизнь полностью зависела от собственной наблюдательности и умения анализировать результаты этих наблюдений, делать выводы и воплощать их на практике. Какой способностью не падать духом из-за неудач, снова и снова повторять попытки достижения цели, какой невообразимой настойчивостью и трудолюбием должны были обладать наши предки. Во всём этом они, без сомнения, намного превосходили большинствосовременных людей со смартфоном в руке. И если уж говорить о воспитании нравственных качеств, то одним из них должно быть глубокое уважение к людям предыдущих поколений, которые ценой ежедневного труда – каждый в своей мере и на своём поприще – создавали возможности для нынешнего технического прогресса.
«Постигать новое» - ежедневная задача педагога. Она решается и тогда, когда давно известные самому педагогу знания он передаёт вновь пришедшим к нему ученикам, каждый раз словно бы заново открывая эти знания и для себя, и тогда, когда педагог стремится шагать в ногу со временем, быть в курсе современных веяний и открытий. Однако, всегда следует помнить фразу великого Исаака Ньютона: «Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов».