Есть мнение, будто гностицизм возник в период раннего христианства и представляет собой ересь, отход от принятого, официального ортодоксального курса. Кстати, слово «ересь» происходит от греческого «hairesis» и буквально означает «тот, кто выбирает». Применительно к религии, это слово употреблялось в контексте: «тот, кто выбирает, во что верить», или, как мы бы сейчас сказали: «тот, кто делает осознанный выбор».
В любом случае, гностические воззрения появились гораздо раньше христианства и не были лишь реакцией на официальную версию.
Когда мы исследуем истоки гностицизма, то находим часть его корней в зороастризме, приверженцы которого верили в единого Бога и полагали, что мир изначально был полем битвы между Ахурой Маздой, богом света и Ариманом, богом тьмы.
Мы также видим гностические мотивы и в Орфизме, и в культе Митры, и в философии Платона. Афинский философ разделяет «смертную» душу и того, кто воспитывает в себе божественный принцип: «Божественная душа, которую Бог поместил в голову, чтобы вознести нас, словно растения, которые берут начало не от земли, к нашему Отчему Дому, ибо голова ближе всего к небу. У того, кто стремится исполнять свои желания и тешит смертную душу, все идеи смертны, и он сам смертен в прямом смысле этого слова. Но тот, кто ищет знаний и развивает свою божественную часть в райских и бессмертных мыслях, тот достигает истины и бессмертия, насколько это возможно для человека, а также обретает счастье, когда воспитывает в себе божественный принцип и уважает силу порядка»
После Платона греческая философия (кроме отдельных исключений) стала отходить от внешнего мира, увлекаясь миром души. В религиозных писаниях этого периода мы читаем, что подлинный Спаситель людей – не тот, кто защищает их от землетрясения и голода, а тот, кто спасает их души. Он открывает им Знание Бога. В данном случае «знание» - не просто интеллектуальные сведения, а абсолютное единение, слияние существ. И мы должны постоянно напоминать своему современному холодному рассудку о том, что тот, кто «познал» Бога, в каком-то смысле и есть Бог…
_________
использованы отрывки из книги Бернарда Симона «Гностицизм. Традиции. Основы. Принципы»