Рано или поздно на ум каждого уважающего себя огородника-садовода приходит мысль взять пчёл. Мысль эта приходит либо спонтанно, либо её кто-то подсказывает. Особенным мотиватором к сему шагу являются захватывающие дух истории о том, как «сосед в такой-то деревне за один сезон продал столько мёда, что смог купить иномарку». С одной стороны, да, казалось бы, поставь пять ульев у себя в огороде и качай душистый мёд тоннами. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.
Мой дед держал пчёл, мой отец держал пчёл, и я, соответственно, тоже держал пчёл. До определенного момента. В 1965 году бабушка и дедушка переехали из Ангарска в Забайкальский край, получили квартиру и купили участок под дачу. Люди они были советской закалки, умели работать, поэтому покупка первой пчелиной семьи была лишь вопросом времени. Купить пчелиную семью очень и очень легко. Пожалуй, легче, чем завести собаку. Идёшь к ближайшему соседу-пасечнику, договариваешься о покупке, а через некоторое время он со счастливым лицом приносит тебе угрожающе гудящую роевню. И вот тут начинаются первые трудности. Оказывается, для того, что полноценно заниматься пчёлами, нужно уделять им немного больше времени, чем казалось на первый взгляд.
Ульи
Улей, говоря простым языком, представляет собой деревянный ящик, где живёт пчелиная семья. Когда семья эта разрастается, то в улье появляется вторая матка, которая забирает себе добрую половину самых лучших рабочих пчёл, и улетает. Или не улетает. Моему деду однажды пришлось лезть на макушку берёзы, куда решил приземлиться рой. Итак, улей можно сделать самим из массивных досок, а можно купить. Фанерные ульи не подойдут. Летом там слишком жарко, а зимой слишком холодно. Да и доски для изготовления нужны не абы какие, а без сучков, ровные и гладкие. Улью нужна съёмная крышка, обитая рубероидом, дабы в дождь не было течи, нужен съёмный леток, нужны вентиляционные отверстия, заделанные металлической сеткой, чтобы в улей не проникли мыши. Перед запуском улья нужно обжечь его изнутри паяльной лампой, чтобы уничтожить плесень, личинки насекомых и прочих паразитов. Щели пчёлы заделывают сами прополисом. Нужно иметь ввиду, что большой улей может весить сто пятьдесят килограммов (это вместе с пчёлами, рамками и мёдом), так что одному заниматься пчеловодством довольно хлопотно. Однажды к нам на огород забрела корова и своротила один улей. Бабушка так и не смогла поднять его. Пчёлы неделю жили в доме, лежащем на боку, пока не приехал дед и не поставил его на место.
Рамки
Рамки, как и ульи, в моей семье делались своими руками. Образцами служила вощина, под которую и подгонялся размер рамок и самого улья в целом. Дед натягивал в рамках никелированную проволоку, клал на них вощину, а затем пускал по этой проволоке слабый электрический ток. Воск плавился и надёжно фиксировался в рамке. Особенно важно уделить этому процессу внимание. Плохо закрепите вощину – потеряете мёд. Одна рамка с мёдом может весить почти пять килограммов. Рамки в улье всегда выставлялись на определённом расстоянии друг от друга, дабы пчёлы в процессе создания сот не превратили все рамки в один сплошной монолит, который невозможно разлепить. Если вы запускаете новый улей, то, вместе с вощиной, поставьте в него одну полную рамку с мёдом – это будет пропитанием пчёлам на первое время, пока они не натаскают свои запасы. В уже готовые ульи ставят кормушки с сахарным сиропом. При наличии сиропа, пчёлы питаются им, не трогая мёд. Учитывая, что в улье живут десятки тысяч пчёл, посчитайте, сколько сахара уходит за сезон на их пропитание. Однажды мой отец разбил трёхлитровую банку с сиропом на крыльце дома. Прилетела туча пчёл и собрала его за несколько часов. Важно избавляться от трутней, ползающих по рамкам, с помощью пинцета. Трутни нужны только для оплодотворения матки, а посему толку после этого от них нет никакого. Они крупнее пчелы и их легко найти. Только не задавите матку, иначе улей погибнет. Матка в два раза крупнее самого большого трутня. Некоторые пасечники помечают матку органической краской, чтобы легко найти её. И ещё – если вы не планируете отделять рой для себя или же на продажу, то следует разрушать маточник. Маточник – это такой большой восковой кокон, где развивается новая матка. Если она вылупится, то рой уйдёт, что скажется на добыче мёда. Однажды моя мама открыла улей в момент роения. Как итог – сорок укусов в голову. Я потом до конца дня вытаскивал из волос трупики пчёл.
Инвентарь
Инвентаря у пасечника столько, что ему может позавидовать любой ремесленник. Расскажу в двух словах. Дымарь необходим для того, чтобы, после снятия крышки улья, усмирить пчёл. Древний инстинкт заставляет их заползать глубже и держать вместе, если чувствуют запах дыма. Работает дымарь элементарно – сухой коровий навоз поджигают берестой и с помощью мехов поддерживают тление. Дальше на очереди медогонка, которая стоит сейчас непомерно дорого. Медогонка, это барабан с креплениями для рамок. Когда мы крутим этот агрегат, то мёд под действием центробежной силы вылетает из сот и оседает на дне медогонки. У нас была ручная, но есть и электрические. Ручную медогонку довольно тяжело крутить, особенно если у вас много ульев. У моего деда их было целых шестнадцать, поэтому в дни сбора мёда мы работали по очереди с утра и до поздней ночи. Никакого спортзала после этой работы не нужно было. Перед тем, как рамки устанавливаются в медогонку, с них надо срезать восковые пробки. Это всем известные знаменитые медовые соты, которые вы все жевали у бабушек и дедушек на дачах. Срезаются они особым специальным ножом, острым, как бритва. Нож этот нагревают на огне (мы грели на газовой плите), чтобы он топил воск, а не ломал его. Идём дальше. Для осмотра улья в полевых условиях нужно гусиное крыло, чтобы им безболезненно смахивать пчёл с рамки, нужна специальная железная скоба, чтобы отделять рамки друг от друга, нужен ящик, дабы доставить рамки с мёдом от улья к дому, нужна защитная одежда и маска. Пчелиный укус, конечно, полезен, но может и убить, об этом я рассказу чуть позже. Возле ульев каждый день выставлять нужно тазик с водой, предварительно раскрошив туда пенопласт. Если он пересохнет, погибнет вся пасека. Воду пчёлы пьют, а также используют, чтобы размягчить воск при строительстве сот.
Пасека
Вот здесь начинается самое тяжёлое. Если ваши ульи стоят на огороде, то вы, конечно, получите некоторое количество мёда, размер которого будет измеряться литрами. Это при условии, что вокруг много деревьев, полей с цветами, приусадебных растений и прочего. Если же вы держите пчёл на голой земле, то мёда хватит только пчёлам на зиму в качестве пропитания, а вам не достанется ничего. Другое дело – пасека, когда цветут донник, рапс, гречиха или полевые цветы. По крайней мере, у нас были пасеки только на таких полях. Здесь пчёлы могут насобирать столько мёда, что его размеры считаются уже сотнями килограммов и даже тоннами. Однако, имейте ввиду, единоличников-пчеловодов в глубинке не любят. Приедут местные и будут требовать свою долю. Таких случаев было множество и я им свидетель. Пчеловоды объединяются в артели и дежурят с ружьём по очереди, чтобы уберечь от воров. Но… На пасеку ещё нужно как-то доставить ульи. У вас должна быть проходимая и вместительная машина. Мой дед и мой отец вывозили ульи на УАЗе с прицепом, и всё равно приходилось делать несколько рейсов. Вообще, пасека – это настолько особый период моего детства, юности и молодости, что она достойна отдельной повести. Может, я когда-нибудь её напишу. Жили мы тогда в так называемых пасечных домиках из парусины. Здесь были раскладушки, медогонка, кухонная утварь и продукты. В самый жаркий день домик был закрыт наглухо – хоть она пчела пронюхает, чем тут поживиться, и тогда миллионы пчёл со всей пасеки, облепят домик. Когда отцветает одна культура, то пасеку перевозят на новое место и так в течение месяца. Как вы понимаете, для этого нужно иметь уйму свободного времени.
Укусы
Если вы собрались держать пчёл, то имейте ввиду, что от нескольких ежедневных укусов в день никак не получиться уберечься. Рекомендую проверить себя у аллерголога, поскольку при непереносимости пчелиного яда было бы глупо умереть от собственных пчёл. Кусают пчёлы, куда захотят – в глаз, в ухо, в шею, в пах, в спину, в голову, в палец. Самым болезненным является спина – укус пчелы сравним удару ножом. Самый лёгкий укус - в руку, поскольку человек рефлекторно сразу смахивает пчелу и не даёт яду растечься по ранке. Вообще, правильнее говорить, что пчёлы жалят, а не кусают, поскольку у них нет зубов, однако, народная молва уже давно решила, что пчёлы именно кусают. Мама моя специально ловила пчёл и заставляла их кусать себе руку. Больно, но очень полезно. Как рукой снимает симптомы и даже лечит многие хронические заболевания. Не стоит забывать, что зимняя пчела живёт три месяца, а летняя – всего месяц. Пчёлы перед кончиной покидают улей и падают в траву. Если вы любитель ходить босиком, то готовьтесь к укусам в ноги. Если вас укусили в открытые участки тела на пасеке, а на вас нет костюма пасечника, то лучше уходить быстрее и как можно дальше. Феромоны, выделяемые при укусе, призывают к атаке других пчёл. А вообще, пчёлы редко нападают роем, поэтому статистику я бы не стал указывать. На моей памяти только на маму нападали, да и то один раз.
Зима
Не думайте, что зимой заботы о пчёлах отходят на второй план. Зимуют пчёлы в улье, а сам улей спускается в погреб с помощью верёвок и блоков. Тяжёлая работа. Пчёлам нужно регулярно варить сахарный сироп, а также оставить несколько рамок с мёдом на пропитание. Зимой пчёлы очень смирные – сидят себе, сбившись в кучку, где-нибудь в глубине улья. Даже дымарь не нужен. Заменил кормушку и закрыл крышку. Мой отец каждую неделю ходил чрез тайгу пять километров с бидончиком сиропа, чтобы покормить пчёл на даче. Погибнуть пчёлы могут как все разом, так и индивидуально в любом улье. У нас погибали и разом и индивидуально. От мелких паразитов, от сиропа, сваренного их некачественного сахара, от слишком лютой зимы. Сердце болит, когда выгребаешь лопатой из мёртвого улья погибших пчёлок… Даже после смерти пчёлы могут приносить пользу. Погибшие пчёлы в народе называются подмором. Если их заваривать и делать настойки и мази, они помогают от очень многих недугов. Стоит подмор очень дорого. Было время, когда за спичечный коробок с погибшими пчёлами давали триста рублей.
Берегите себя!