Очередная и на настоящий момент новейшая четвёртая экранизация «Тихого Дона», киносериал Сергея Урсуляка, появилась на российском телевидении в ноябре 2015 года.
Для понимания и оценки образно-смыслового содержания, поэтики и эстетики этой последней киноверсии романа, что важно, создававшейся «по мотивам», отправной точкой видятся некоторые высказывания режиссёра, предварявшие премьерный показ (интервью в телепередаче ««Тихий Дон»: съёмки на фоне эпохи»; ТК «Россия-1», 29.XI.2015, ведущий С. Брилёв).
Главный предмет изображения в свете режиссёрского замысла – это семья как ценностная доминанта.
Таким образом, задача повествования – передать драматизм разрушения семьи и патриархального мира казачьих хуторов. В вопросе же о том, насколько данное киноповествование адекватно жизненной правде, режиссёр отмечал, что на современном этапе «невозможно добиться абсолютной правды» в историческом аспекте, но в процессах сотворчества должно формироваться «ощущение эстетической правды». То есть изначально Урсуляк указывает, что его версия не претендует на тождество с романом, а лишь создаёт ощущение...
«Мысль семейная» предопределяет и художественный ракурс изображения картины мира в фильме: мы видим этот мир только глазами героев, ограниченных реалиями их собственной жизненной судьбы. В этом весьма существенное отличие от литературной первоосновы романа, где постоянно присутствует всеобъемлющее мировидение автора в пространстве/времени, и, например, версии Бондарчука, где голосом автора служит Михалков. Такой «авторский комментарий» во многом и создаёт эпические масштабы повествования, присущие "Тихому Дону". Но в фильме С. Урсуляка такой текст не звучит; более того, присутствует его сознательная редукция.
В фильме практически нет реальных исторических лиц, достаточно ярко представленных в романе, нет некоторых героев-коммунистов (Штокман, Гаранжа, Бунчук).
Вероятно, это связано с установкой на ослабление идеологической составляющей романа, эпизации. Это также увеличивает дистанцию киноверсии и литературной первоосновы. Главной темой всей картины вновь оказалась связь Аксиньи и Григория. В принципе, как и во всех остальных версиях.
Съёмки сериала начались в июне 2014 года в Ростовской области. Съёмочная площадка разместилась на обоих берегах Дона в станице Еланской, а также на хуторе Малый Громчонок. Съёмки завершились в апреле 2015 года.
В мае 2015 я впервые побывала в Вёшенской и ее окрестностях. Разумеется, в Еланскую мы тоже съездили и осмотрели декорации. Они крайне реалистично выглядят!
Декорации к фильму стали основой экспозиции музея «Тихий Дон» в хуторе Старозолотовский Ростовской области. В этом музее я пока не была, т.к., насколько я поняла из информации в интернете, это чья-то частная инициатива, не входящая в состав @museumsholokhov. Но, возможно, когда-то доберусь и туда.
Сегодня «Тихий Дон» Урсуляка — самая длинная киноадаптация шолоховского текста (14 серий по 43 минуты). Создатели досконально проработали внешний вид и поведение героев, а также реквизит и декорации. Даже лошади, задействованные на съемках — представители знаменитой «боевой» донской породы.
С. Урсуляк подчёркивал: «Я хотел, чтобы были молодые актёры». Определённо в этой версии исполнители ролей представителей младшего поколения более соответствуют по возрасту, чем в предыдущих, но это породило немало критических мнений и оценок: «разочаровал главный герой, который совершенно не зацепил… эмоционально»; «кажутся провальными женские образы… подобраны очень современные лица»; «нет мощных характеров» и т.п. У многих Евгений Ткачук и вовсе "не совпал" с Григорием, накладывался отпечаток его предыдущей роли - Япончика...
Сергей Урсуляк уверен, что книги, подобные шедевру Шолохова, надо переводить на киноязык чаще: «Сегодня новая экранизация необходима для того, чтобы вновь вернуть роман в круг обсуждения, привлечь новую волну интереса к нему, заново раскрыть «Тихий Дон» для зрителя». Что ж, с этой задачей версия 2015 года успешно справилась!
Признаться честно, мне этот сериал понравился. Я просмотрела его увлечённо и советовала его смотреть своим выпускникам и студентам, потому что при всех недочетах "Тихий Дон" Урсуляка далеко не плох. Прекрасен Сергей Маковецкий, прекрасна Дарья Урсуляк в роли Натальи, Ткачук мне понравился, хотя, исключительно на мой взгляд, ему больше удался Григорий до Гражданской войны. Хотя Глебову для меня он всё же уступает. Элина Быстрицкая - для меня идеальная Аксинья, но Полина Чернышова тоже вполне обаятельная, просто внешность у неё довольно, эм, скромная и целомудренная. А Аксинья у Шолохова - воплощение роковой красоты, страстная натура.
Спасибо, что уделили время чтению моей статьи!
Если Вам понравился этот материал, подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации.
Про самую первую экранизацию "Тихого Дона", про "Тихий Дон" Герасимова, про версию Бондарчука уже писала ранее.