Ранее о процессе бурения мы писали в статьях:
Нефтяная скважина. Бурение. Долото. Нефтяная скважина. Строительство. Нефтяная скважина. Конструкция.
Напоминаю схему процесса бурения
БТ - это Бурильные Трубы - ведь должно же долото к чему-то прикручиваться, - но это еще не вся их ценность!
Бурильные трубы так же выполняют следующие задачи:
даже когда мы работаем с отверткой, то вынуждены создавать усилие, чтобы закрутить шуруп. Вот типа такого усилия на долото и создают бурильные трубы;
- пропускают промывочную жидкость (глинистый раствор), которая вымывает пробуренную породу на поверхность;
- передают крутящий момент на долото при роторном бурении.
Итак, давление на долото...
Тут главное не переборщить: создашь больше, чем положено, - получишь заклинивание долота 😣(помните, как вы, затеяв самостоятельный ремонт в квартире, ломали сверла при бурении бетонной стены?!). При большой нагрузке можно поломать зубья на долоте или заклинить его, при малой - не будет углубления.
Поэтому для каждого интервала бурения подбирается как само долото, так и нагрузка на него. Давление на долото определяют с помощью труб разного веса.
Бурильные трубы бывают: Легкосплавные/Легкие (ЛБТ), Стальные/Средние (СБТ) и Утяжеленные (УБТ). Понятно из названий, что они различаются по весу.
ЛБТ изготавливаются из сплава алюминия (их легко можно отличить по более светлому цвету). Я до сих пор помню как было приятно с ними работать, когда работал с крючком (Как стать нефтяником (часть 2). Моя производственная практика в Коми.).
С СБТ тоже можно было работать одному, а вот уже УБТ в одиночку на подсвечник не установишь - приходилось звать на помощь.
УБТ (толстостенные СБТ), кроме создания нагрузки на долото, создают жесткость и устойчивость нижней части бурильной колонны (компоновки) при бурении скважин, чтобы долото не "гуляло".
У БТ есть ниппель и муфта ("папа" и "мама", так сказать), с помощью чего они объединяются в замковое соединение.
Усиленная резьба на ниппеле и муфте не позволяет промывочной жидкости просачиваться под давлением. Если резьба ослабнет, можем получить обрыв/полет компоновки, что точно повлияет на заработок буровой бригады. Для того, чтобы продлить срок службы резьбы, обычно при спуске её смазывают графитовой смазкой. Но в Коми её не было, поэтому там резьбу смазывали соляркой.
На фото видно, что муфты труб отличаются. та, что винзу похожа на ЛБТ, а сверху - СБТ.
Обратите внимание: сзади помбура стоят свечи с усиленным замковым соединением. Скорее всего,- это ТБТ (Труба Бурильная Толстостенная - промежуточный вариант между СБТ и УБТ).
Кроме резьбы, также необходимо следить за толщиной стенки БТ, которая становится тоньше под действием промывочного раствора, ведь в нем есть частички глины или каких-то добавок, которые, скользя по внутренней поверхности труб, постепенно её стачивают. Поэтому периодически происходит диагностика и выбраковка БТ. С ЛБТ это случается чаще, а с УБТ - никогда не видел👀. Бракованные трубы отправляются на завод, где их ремонтируют и присылают обратно.
Далее поговорим о буровом растворе.