Найти тему
Новый учитель

Как образовательное неравенство влияет на выбор профессии?

Оглавление

Вспомните себя в выпускных классах школы. На этом этапе многие плохо представляют, какая профессия ждёт их в будущем — впереди ещё 4-5 лет учебы в вузе, сессии, экзамены, каникулы. Выпускники выбирают специальность, руководствуясь своими склонностями, способностями, мечтами или семейными традициями. А если бы такой возможности не было?

В этом материале рассказываем, какие аспекты образовательного неравенства влияют на выбор профессии.

1. Семья

На выбор профессии влияют члены семьи. Как правило, родители настаивают на получении высшего образования, если оно есть у них самих. Такие семьи готовы пойти на траты, чтобы обеспечить детям возможность поступить в хороший вуз. Они с раннего возраста готовят ребёнка к школе, выбирают более престижные учебные заведения, оплачивают дополнительные занятия.

Менее обеспеченные семьи с низким культурным статусом не придают большого значения высшему образованию или выбору профессии, отличной от родительской. Взрослея, их дети редко покидают дом и видят достаточно узкий круг возможностей.

2. Неравенство школ

Если школьники в малых городах и сёлах не имеют доступа к качественному образованию и новым методикам или не получают от учителя развивающей обратной связи — они перестают понимать, в чём преуспевают, какие сильные и слабые стороны у них есть. А как выбрать направление развития, если не знаешь, что у тебя получается лучше всего? Если тебе не объясняют, за что поставили низкую оценку и что именно ты неправильно понял в теме урока? Учителя часто ставят стигму неуспешности: делят учеников на понимающих и непонимающих. Это может привести к выпадению «отстающего» ученика из образовательного процесса — вплоть до прогулов уроков или неаттестации по предмету.

3. Социальное неравенство

Ученики в сёлах, где живёт много неблагополучных семей, часто попадают под влияние окружающей среды. Такая обстановка негативно действует на тех детей, которые изначально интересовались учёбой. Они вливаются в компании, где к числу личных успехов не относят успеваемость, способности в науках или мечты о профессиональной самореализации.

4. Экзамены

Кажется, что экзамены, которые сделаны одинаковыми для всех и которые сдают ученики в каждом уголке страны, уравнивают шансы на поступление в вуз и выбор профессии. Но это также порождает образовательное неравенство. Несмотря на одинаковые знания по предмету, шансы справиться с экзаменационными заданиями у учеников из разных социальных контекстов неравны. Для одного ребёнка формулировки и речевые конструкции в содержании экзамена будут знакомыми и понятными, а для другого — непривычными и туманными. Это значит, что оценку ученик получит не за знания по предмету, а за умение понимать культуру речи, на которой построено задание.

Программа «Учитель для России» благотворительного фонда «Новый учитель» занимается развитием и поддержкой образования. Каждый год для решения проблемы образовательного неравенства в регионы отправляются сотни новых учителей. Вы можете стать одним из них! Прямо сейчас у нас открыт набор новых участников — присоединяйтесь: anketa.uchitel.ru