Что такое психологический возраст, как он связан с возрастными кризисами и состояниями нашей психики?
Психологический возраст определяется как ступень развития личности, которая складывается из условий жизни и деятельности, воспитания, закономерностей формирования организма.
Процесс перехода от одной ступени к другой называется возрастным кризисом. Когда личность благополучно проходит возрастной кризис, она формирует внутри себя определённую новую структуру, новообразование психики. Тогда, получив новый жизненный опыт и решив необходимую задачу на данном отрезке пути, личность переходит в следующий этап, психологический возраст, где новой задачей становится решение другого возрастного конфликта и получение нового психологического образования внутри себя. Таким образом, проходя от ступени к ступени через возрастные кризисы, личность получает багаж навыков, опыта, знаний и мудрости, необходимых, для полноценного развития и индивидуализации, для передачи опыта и для воспитания детей.
Специфика личностного развития в том, что все кризисы личность проходит последовательно. Если какой-то из кризисов не решён в своё время, а личность уже при этом перешла в другой этап развития, тогда она будет нести этот накопленный багаж нерешённых проблем за собой в следующие возрастные периоды, в каждом из которых стоят свои задачи. Однако задачи нового возрастного периода не будут решаться, пока не будут решены задачи старого.
В возрастном развитии наблюдается некоторая цикличность. История с неразрешенным грузом возрастных проблем будет тянуться до тех пор, пока личность не дойдёт до определённого циклического этапа и у неё не появится возможность решить данный конфликт. Например, кризис трех лет – тот самый период, когда ребенок начинает говорить свое пресловутое «Неть!», нередко доводя маму до нервного срыва. Некогда покладистый, спокойный малыш, которого легко можно было повести за собой, вдруг на любое предложение мамы говорит нет, да ещё так твёрдо, что любые попытки мамы в ответ отстоять свое встречают бурное сопротивление. Ребенок топает ногами, закатывает истерики, падает на пол, таким образом, стоят на своем. Задача кризиса трех лет в том, чтобы ребёнок психологически отделился от мамы, приобрел автономию. Психика ребёнка выделяет себя из психики мамы, и, выделившись, личность развивается дальше.
Когда мама жестко подавляет попытки отделения и включает тотальный контроль над малышом, ребенок приспосабливается к новым условиям, но возрастную задачу не решает. Когда сепарация не происходит, это приводит к формированию у ребенка зависимых черт личности.
Следующая точка отыгрывания кризиса трех лет – подростковый период. Это возраст ярких протестов против запретов родителей. Правило здесь то же: чем жестче контроль со стороны родителей, тем жестче проходит отделение психики ребенка от мамы. Нерешенная задача сепарации в подростковом возрасте тянется до 35 лет. Это средний возраст, когда человеку снова предоставляется возможность сепарироваться и перейти к следующим возрастным задачам.
Таким образом, пока личность не пройдёт, этап сепарации, она будет задерживаться в личностном развитии в кризисе трех лет и не накапливать в себе психологические новообразования, которые должны естественным образом образовываться в ходе личностного развития.
И, наоборот, при благоприятном стечении обстоятельств, когда мама понимает малыша, чувствует его, и умеет контейнировать свои чувства и эмоции и чувства и эмоции ребенка, личность благополучно преодолевает возрастные кризисы и переходит в следующий психологический возраст.
Нужно вспомнить, что внутри личности есть три состояния: детское, взрослое состояния и состояние родителя. Детское состояние - это наши желания, наши «хочу». Состояние родителя - это наше «надо», это когда мы себя заставляем, принуждаем делать то, что нам не хочется. Взрослое состояние - контактёр между «надо» и «хочу». Состояние взрослого призвано урегулировать конфликт между детским и родительским состоянием.. Бывает так, что человек зависает только в детском состоянии. Тогда это проявляется на внешнем уровне: в поведении, в одежде, в отношениях, в общении и так далее. А если человек живёт только по принципу «надо» и запрещает себе все свои «хочу, накладывает сам на себя большое количество ограничений, такие жёсткие рамки и правила отражаются в ригидном поведении, в повышении тревожности и появлении психосоматики.
Для баланса внутри важен баланс снаружи и наоборот. Когда мы позволяем себе реализовывать свои желания и в то же время способны их усмирить, мы налаживаем коммуникацию внутри себя между детским и взрослым состояниями. Это позволяет адаптивно проходить возрастные личностные кризисы и получать достаточный багаж жизненной мудрости, опыта и развиваться, чувствуя себя молодым, какая бы цифра в паспорте не была.
Если вы не принимаете свой возраст в паспорте, жду вас на консультацию. Запись в личные сообщения.