«Кайдзю № 8» (2020 – н.в.) от Shonen Jump+ за авторством Наоя Мацумото можно смело называть «Тихоокеанским рубежом» здорового человека, ну или не очень здорового. И упоминание творения Гильермо Дель Торо здесь не просто так. Казалось бы, зачем сравнивать с американским блокбастером? Да ещё и с настолько спорной реализацией материала, ведь японцы уже семьдесят лет успешно кошмарят родные острова и периодически весь мир Годзилами, Гамерами, Мотрами, Кинг Гидорами и прочей многофутовой нечистью в различных итерациях.
Да вот только отдельные сюжетные моменты отсылают вовсе не к классике прошлого века: угроза исходит из глубоководных разломов, для обороны используются специализированные базы (оплоты), а жизненно необходимой утилизацией тел занимаются крайне нелепые комичные типы. К тому же дизайн отдельных монстров прямо таки напрашивается на сравнения. Концептуальные параллели оды жанру и другой оды жанру неизбежны, но такие точечные совпадения маловероятны.
Есть здесь и отсылки на классических кайдзю: помимо легко читаемых аллюзий на «Годзиллу», монстры-грибы, например, скорее всего вдохновлены фильмом «Матанго» (1963). Но распознаётся наследие кайдзю-синематографа проблематично, куда больше тут пересечений с буквально самыми популярными манга и аниме-тайтлами жанра «человеки против монстров» разной степени серьёзности («Евангелион», «Токийский Гуль», «Атака Титанов», «Человек-Бензопила», частично «Паразит»). Они образуют лоскутное одеяло не то из целенаправленных отсылок, не то из полного набора штампов, благо типичная схема жанра прекрасно работает сама по себе. А тут ещё и подкреплена основательно проработанным дизайном монстров, жуткими сценами мутации и эпичными битвами. Зачем что-то менять? Но рассмотрим эти моменты поподробнее.
Номерные монстры чудовищной силы всё ближе приближают день Х — на текущий момент это апокалипсис (какая комплементация человечества вылезет в итоге неизвестно), при этом n лет назад нападение особо сильного из таких монстров (Кайдзю №6) обернулось катаклизмом, значительно проредивший численность населения. Бойцы против чудовищ имеют некие уровни синхронизации, но на этот раз не с огромными боевыми человекоподобными роботами, а с экзоскелетами и специальным оружием: чем выше уровень синхронизации, тем круче боец себя ведёт в бою — дальше и мощнее стреляет, быстрее бегает.
Но любые ментальные проблемы, а они на такой работе случаются постоянно, приводят к обвалу синхронизации, а следовательно уязвимости (почти каждый боец этакий Синдзи Икари в миниатюре). Время действия экзоскелетов, кстати, ограничено, но не уровнем заряда батарейки, а пагубным воздействием на носителя, задержался лишнюю минуту — лечи разрывы мышц, лопнувшие сосуды и сломанные кости, задержался на две минуты — получил разрывы внутренних органов.
Это самое оружие, как и экзоскелеты, делается из органов монстров, ибо пробить броню Кайдзю можно только с помощью останков его падших собратьев, либо с помощью другого кайдзю («Токийский гуль»?). Кстати, номерное оружие, сделанное из самых сильных чудовищ, выглядит ну очень эпично.
Главный герой, подъедаемый иномирным паразитом, конечно же способен обращаться в монстра, со всей присущей побочкой: потеря контроля, деперсонализация и драматическая неспособность превращаться в самый ответственный момент. И, разумеется, его оборотничество по максимуму используется силами обороны, но сначала герою придётся доказать, кайдзю он дрожащий или право имеет. Другим солдатам обороны в плане владения экзоскелета он, кстати, проигрывает в сухую, и чуть не заваливает последнюю попытку вступительных экзаменов в силы обороны (прямой привет в сторону «Атаки титанов»?).
Однако титанский мотив «Убить всех кайдзю!» у Хибино Кафки («Превращение» понятно какого автора, ну вы поняли) отсутствует — всё куда романтичнее. Он борется с монстрами чтобы оказаться рядом со своим идеалом, когда-то подругой детства, а сейчас имбовым холоднокровным командиром войск самообороны (мотив «Убить всех кайдзю!» был прописан ей), которая способна с помощью хитрых манипуляций уничтожать противника за тысячи километров и очень любит домашних животных. Благо пока в шкафу у неё только ручной тигр, а не скелеты, но это только пока (параллель, напрашивающаяся сама собой — Макима из «Человека-бензопилы»?).
Вообще в плане мотивов ситуация в манге интересная. Буквально каждый герой желает стать сильнее, выше, быстрее — типичный сёнэн, но вариации истинных предпосылок для каждого отдельного случая поражают многообразием. Первичные мотивы главного героя же деконструкционны — единственное чем кайдзю поначалу значимо ему навредили, так это сломали игровую приставку. Привычная для жанра месть за убитых родителей перекинута на побочных персонажей, и обрамлена массой чётко проговариваемых подтем от преемственности поколений до аккуратного вкрапления евгеники, которое перекликается со следующей подтемой.
В большой частоте имбалансных героев в действующем поколении солдат обороны (мэри-сьюшность, за которую мангу обычно критикуют) по всей видимости кроется один из дальнейших твистов, уже озвученный в самой манге. А на момент десятого тома уже имеющий значимое как сюжетное обоснование, так и креативное — феноменальная по темпу гонка вооружений слэш эволюция, за которой вчерашние имбы не особо-то поспевают и ломаются, подталкивая себя к трагическому исходу.
По итогу действие по такой грамотной схеме, пускай и не самодостаточной, не заставило себя долго ждать. Манга бьёт рекорды, и уже была анонсирована на 2024 год аниме-адаптация, которой займутся студии Production I.G. (франшизы «Призрак в доспехах», «Blood+», «Психопаспорт», а также первый сезон упомянутой выше «Атаки титанов») и Studio Khara (ребилды «Евангелиона»). А значит, как минимум, реализация технологического и биопанкового хай-тека ожидается на высоком уровне.
Другие статьи на тему: