Такие люди не умеют прямо говорить о своих чувствах — вместо этого сплошные намеки и сарказм. Иметь дело с ними непросто, особенно если приходится общаться ежедневно.
Пассивно-агрессивный человек испытывает те же чувства, что и окружающие: он злится, ревнует и расстраивается. Вот только заявить о собственных переживаниях не может, транслируя их враждебно. Как правило, подобную модель поведения человек перенимает у родителей, однако иногда причиной может быть низкая самооценка или плохие навыки разрешения конфликтов.
Пассивная агрессия может быть преднамеренной и случайной, но в любом случае она неблагоприятно влияет на атмосферу в коллективе, делает ее токсичной. Распознать пассивную агрессию можно по следующим признакам:
- сарказм;
- игнорирование;
- нежелание доводить начатое до конца;
- цинизм или демонстрация собственного превосходства;
- замаскированные оскорбления и двусмысленные комплименты;
- распространение слухов;
- оправдания и перекладывание ответственности;
- неспособность дать конкретный ответ;
- нежелание рассматривать чужие точки зрения;
- разговоры о собственной недооцененности.
Если мириться с подобным поведением коллеги, рано или поздно наступит выгорание. Чтобы не допустить этого, важно научиться пресекать пассивно-агрессивные паттерны.
1. Посмотреть иначе
Чаще всего поведение такого человека обусловлено страхом быть отвергнутым, упустить что-то важное или оказаться недостаточно хорошим профессионалом. Вполне вероятно, что так они чувствуют себя увереннее и стараются влиться в коллектив. Также это может быть их защитный механизм при общении с малознакомыми людьми.
Осознание их мотивации поможет проявить эмпатию и понять, как именно стоит реагировать на столь отталкивающее поведение.
2. Не отвечать тем же
Когда коллега отпускает неуместные шутки, отказывается идти на диалог и постоянно огрызается, это может вызывать неприятные чувства и провоцировать желание ответить тем же. Однако такая методика не поможет, необходимо научиться держать себя в руках.
Реакция на провокации коллеги только обострит конфликт, даст пассивному агрессору желаемое, позволит ему и дальше продолжать общаться с окружающими в подобной манере.
20 признаков проявления пассивной агрессии: как перестроиться и перестать портить отношения
3. Сохранять спокойствие
Поведение пассивно-агрессивного коллеги может не только злить, но и ранить, в особенности тех, кто привык принимать все близко к сердцу. Такая реакция совершенно нормальна, однако показывать этого коллеге не стоит.
Излишняя ранимость не заставит его задуматься о своем поведении, а станет очередным поводом для оскорбительных шуток.
4. Выстроить личные границы
Любой сотрудник имеет право на уважительное отношение со стороны коллег и начальства, поэтому для поддержания своего психического и эмоционального благополучия стоит максимально оградиться от общения с пассивным агрессором.
Для этого можно работать в наушниках, тем самым не давая коллеге возможности начать разговор, или уходить на время обеда из офиса, чтобы привести мысли в порядок и не контактировать с ним.
5. Изменить модель общения
Порой работа требует постоянного взаимодействия с таким коллегой, и избежать этого нельзя. В таких ситуациях стоит пользоваться определенным лайфхаком.
Во время обсуждения вопросов, касающихся общих проектов, эксперты советуют избегать таких слов, как «вы» или «ваш». Вместо этого следует употреблять «мы» и «наш», тем самым обезличивая проблему и не создавая очередных поводов для конфликта.
6. Установить ограничения и придерживаться их
Когда человек меняет свой стиль общения и пресекает манипуляции, пассивный агрессор злится и становится еще более невыносимым. Это может заставить отступить и вернуться к привычному стилю общения, однако психологи призывают не делать этого и твердо стоять на своем.
Если агрессор видит, что его манипуляции не работают и только ухудшают его положение в коллективе, рано или поздно он решится пересмотреть свое поведение.
7. Изменить способ коммуникации
Пассивно-агрессивным людям непросто выражать свои мысли, поэтому во время разговора вживую они часто прибегают к высмеиванию. Однако существуют и другие способы коммуникации, которые помогут таким коллегам вести более конструктивный диалог.
Например, переписка в мессенджерах, звонки, разговоры по видеосвязи позволят пассивному агрессору чувствовать себя комфортнее и увереннее.