По сравнению с Чегетом, рыжий склон которого виден справа поодаль, отсюда не так хорошо просматривается ущелье, но зато горы совсем рядом и со всех сторон. Напротив - Главный Кавказский хребет, где в полный рост встали Когутай, Накратау и Донгуз-Орун. А на их фоне привлекают взгляд белые купола обсерватории "Пик Терскол", с которой всё более чем "не так однозначно":
В соседней долины Адыл-Су я упоминал альплагерь "Эльбрус", основанный в 1947 году альпинистами с Украины. Но суржик в Приэльбрусье явно звучал немногим реже балкарского: при своём обилии огромных городов, флагманов индустрии, передовых социалистических институтов и вузов, Советская Украина, и в особенности её урбанистический Юго-Восток, была сильна натурально во всех сферах жизни.
В том числе - горной жизни, и в отсутствие границ с другими советскими республиками совсем не помехой было отсутствие собственных высоких гор. Украинские альпинисты разведали путь в Приэльбрусье уже в 1940-х годах, а в 1980-м в Терсколе обосновались ещё и учёные. Внизу тогда была создана Эльбрусская эколого-медико-биологическая станция, а на горе началось строительство самой высокогорной в России и Европе (3152м) обсерватории "Пик Терскол".
Место для неё подыскал вполне себе российский учёный Борис Новиков, а работами по обустройству руководил астрофизик Ярослав Яцкив, уроженец Ивано-Франковщины, даже в советские времена не скрывавший своих националистических взглядов. В 1988 году была закончена главная башня с 20-метровым куполом, а уникальный телескоп "Цейсс-2000" где-то по дороге к ней был настигнут распадом Союза.
В 1992 обсерватория и ЭЭМБС выделились в Международный центр астрономических и медико-экологических исследований, к которому помимо России и Украины примкнула ещё и Германия. К 1995 году телескоп таки затащили на гору, а для его наладки пришлось ещё несколько месяцев ждать, пока немцы из Йены разыщут вышедших на пенсию специалистов. Окончательный вид обсерватория приняла к 2001 году, когда был закончен жилой модуль, ну а дальше Украина понемногу начала отсюда уходить.
С 2005 года к проекту присоединился Институт астрономии Российской Академии наук, как я понимаю, фактически и ставший главным эксплуатантом обсерватории. ЭМБС со временем и вовсе превратилась в обыкновенную бюджетную гостиницу для туристов, причастность к науке сохранив лишь на бумаге. Обсерватория, напротив, славится своим негостеприимством: экскурсий на "Пик Терскол" не водят (хотя там есть, что посмотреть), а по количеству грозных табличек о запрете прохода и фотосъёмки легко подумать, что за забором действительно анклав другой страны.
Что удивительно, де-юре обсерватория и ЭМБС и ныне принадлежит НАН Украины, а вот по факту, как рассказывали мне на обсерватории в Архызе, украинцы оборвали все связи с этими объектами ещё в 2014 году.
Поездка сюда входит в программу классического майского выезда "Неизвестной России". Куда меньше вероятность попасть на непогоду в августовом выезде по Кабардино-Балкарии.