Найти тему
Точка ART

Музейный обмен: новые назначения в ГМИИ им. А.С. Пушкина и МУАР им. А.В. Щусева

Март 2023 года ознаменовался еще одной кадровой перестановкой в ведущих музеях столицы: 21 марта 2023 года директор Пушкинского музея Марина Лошак, не дожидаясь срока истечения контракта (2 апреля) подала заявление об уходе. Ее должность заняла Елизавета Лихачева, руководитель Музея архитектуры имени А.В. Щусева, а директором МУАРа стала Наталья Шашкова, до этого занимавшая должность главного хранителя музея.

20 марта 2023 года в день рождения Ирины Александровны Антоновой в Пушкинском музее открылась инсталляция Александра Бродского «Мои полторы комнаты». Инсталляция, созданная архитектором Александром Бродским, рассказывает о преемственности в истории музея через историю его директоров. Она объединяет кабинеты Ирины Александровны Антоновой и Марины Девовны Лошак в одно пространство — полторы комнаты, ассоциативно отсылающее к широко известному эссе И.А. Бродского. Инсталляцию можно увидеть в Главном здании до 2 апреля.

Инсталляция Александра Бродского «Мои полторы комнаты» © Пушкинский музей
Инсталляция Александра Бродского «Мои полторы комнаты» © Пушкинский музей

Дверь, разделявшая кабинеты, снята, а все современные элементы убраны. Осталась только историческая мебель, главные предметы которой — столы М.Д. Лошак и И.А. Антоновой. Они расположены друг напротив друга через открытый дверной проем, символизируя два периода в развитии музея — годы, прошедшие под руководством И.А. Антоновой и последнее десятилетие, в течение которого музей возглавляла М.Д. Лошак.

К дверному проему ведет специально созданная конструкция из стекла, в которой помещены книги отзывов со знаковых выставок разных лет, ставших вехами в развитии отечественной художественной культуры и музейного дела, открывших новые горизонты мирового искусства гражданам нашей страны. О каждой выставке можно узнать на экскурсиях, которые проходят ежедневно (кроме понедельника) по сеансам.

Новый директор Пушкинского музея Елизавета Станиславовна Лихачева работала в МУАР с 2006 года: в научном фотокаталоге, с 2010 по 2012 год возглавляла научный отдел популяризации архитектуры, с 2014 года занимала должность заместителя директора филиала Музея архитектуры — Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых. В 2017 году была назначена на должность директора Музея архитектуры.

За время директорства Елизаветы Лихачевой Музей архитектуры вновь стал одним из ведущих культурных учреждений России, центральной институцией в области истории архитектуры и одним из самых модных культурных мест столицы.

Новым директором МУАРа стала Наталья Олеговна Шашкова, занимавшая должность заместителя директора по учетно-хранительской работе, главного хранителя музея.

Наталья Шашкова © МУАР
Наталья Шашкова © МУАР

Наталья Олеговна Шашкова — культуролог, искусствовед, специалист по архитектуре железных дорог, кандидат искусствоведения. В Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева Наталья Шашкова пришла 1 марта 2017 года на должность заведующего отделом учета и пополнения фондов, в 2021 году заняла должность заместителя директора по учетно-хранительской работе — главного хранителя. В этот период была налажена выгрузка сведений о музейных предметах в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, начата первая в истории Музея сверка коллекций, на новый уровень выведено качество экспертизы принимаемых в фонд музейных предметов, организован в соответствии с нормативными требованиями комфортный доступ исследователей в фонды музея.

Наталья Шашкова активно занимается научной деятельностью, регулярно выступает на научных конференциях и публикуется в рецензируемых изданиях. В 2021 году участвовала в подготовке выставочного проекта «Профессия — реставратор. Мастерские Музея архитектуры им. А.В. Щусева».

Несмотря на кадровые перестановки, музейная жизнь в обеих институциях продолжается. Пушкинский приглашает посетителей в «Полторы комнаты», а в МУАРе готовится к открытию выставка «Фальконье. Архитектура света», посвященную истории изобретения и применения оригинального строительного материала — стеклянного кирпича Фальконье (Falconnier), «Экскурсию для чтения» по которой журнал Точка ART предложит читателям в ближайшее время.

Стеклянные кирпичи, модель №9. XXI век, Санкт-Петербург © МУАР / Фото: А. Стрельников
Стеклянные кирпичи, модель №9. XXI век, Санкт-Петербург © МУАР / Фото: А. Стрельников

Читайте по теме на сайте журнала: «Калязин. Фрески затопленного монастыря»: гид по экспозиции в Музее архитектуры имени А.В. Щусева