Найти тему
Борис Новицкий

Предшественники фатьяновцев – волосовцы на Русской равнине издревле были ее автохтонными обитателями?

Нам долго пытались представить, что история людей, живущих на территории нынешней России, начиналась только после прихода во власть Рюрика. Тогда, выходит, что период от конца I тысячелетия нашей эры – это нулевая отметка нашей истории? А заглядывать в прошлое и незачем – это позволено только дутым цивилизациям Средиземноморья!? Нам же оставим бродячих охотников и собирателей….

Если следовать такой логике, то можно легко смахнуть со стола истории не только 3 тысячи ее предыдущих лет, но и все 10 000 лет, если не больше. Хотя люди сугубо европеоидного вида обитали в Восточной Европе сразу же после ухода последнего ледника. И с того момента их обитание там было непрерывным. Всех их ученые, в зависимости от их локализации и типа посуды (глиняных горшков), объединили в археологические культуры. Ими-то археологи с антропологами и занимались.

Кроме этого, и в Межледниковье жизнь на Русской равнине не затихала. Жители из Костенок (45 тысяч лет назад) или Сунгири (33,5-34,5 тысяч лет назад), следы своего бытия здесь оставили.

Не менее великую загадку представляет сегодня то, что сохранилось, видимо, от былых культур в виде топонимики, особенно гидронимии Северо-Запада России. Ее ярко выраженный индоарийский вид не может не шокировать. Особенно, когда там звучат такие многочисленные названия рек и озер, как Ганг, Инд, Сурья, Сура, Рама, Шива, Кама, Яма и другие. Когда всё это стало запечатлеваться в названиях рек и озер?

Предположить, что все эти названия оставили «понаехавшие» однажды, в незапамятные времена, жители Индии, не представляется возможным. С другой стороны, легко полагать, что источником всех этих «нерусских» названий водоемов стали люди, которые именно с незапамятных времен здесь обитали. А почему названия-то не русские? Может быть, самые что ни на есть родные для обитавших здесь уже 5000 лет назад людей?

На все эти вопросы ни археология, ни антропология ответить не могут. До сих пор лучшие их умы пребывают в неведении, где все-таки затаилась прародина индоевропейцев, а значит, и ИЕ языка.

В принципе, О. Трубачев и его последователи основательно потрудились, чтобы на топонимике показать, что Северное Причерноморье – оно, по их мнению, и есть прародина ариев. Ряд обнаруженных топонимов «синд» с указанием на присутствие здесь некогда носителей арийского языка синдов (индов) и непререкаемый авторитет ученого убедили многих, что из Северного Причерноморья арии и пошли. Возможно, отсюда. Но, возможно, они сюда также откуда-то прибыли? Смотрите статью: https://dzen.ru/a/Y6hLN3IukVllXVzN

Так или иначе, сотни индоарийских гидронимов северо-запада России остались в стороне от внимательных глаз советского историка. Видимо, на тот момент их время не пришло. Но, что тогда сказать об индоарийских гидронимах Южной Сибири, особенно в Прибайкалье, или Северной Сибири? О них, тем более, речь в научной литературе едва различима….

-2

А пока же, наверное, есть смысл заострять внимание на древностях северо-западной территории России задолго до нашей эры. Все-таки, показанную индоарийскую топонимику, чем-то объяснять надо.

Если исходить из соображения, что это фатьяновцы (4500 л.н.) стали авторами имен пантеона богов древней Индии, что зафиксировано на Русской равнине в гидронимах, то вопрос в том – откуда они всё это взяли? То есть, откуда у предков праславян и ариев, вышедших из единой древнеарийской общности, всё это, если в Балтии, в культуре шнуровой керамики подобных арийских гидронимов почти нет?

Так или иначе, именно выходцы с Русской равнины, начиная с 4,5 т. л. н. и разнесли арийскую мифологию и язык по всей Евразии. Мог ли праязык древнеарийской общности формироваться только в пределах фатьяновской культуры? Но, может быть, он уже существовал у «предков» ариев в Анатолии, или на Балканах (9000 л.н.), либо каким-то таинственным образом был занесен на Русскую равнину, именно здесь наиболее заметно отметившись индоарийскими названиями водных объектов.

Присмотримся к неолитическим обитателям Русской равнины до прихода сюда фатьяновцев. О культуре ямочно-гребенчатой керамики (7-6 т. л. н.) я писал в статье:

https://dzen.ru/a/Y-OE35nF-3ZKqh13.

Теперь о волосовской археологической культуре.

Например, безболезненное расширение фатьяновской культуры за счет территории волосовской культуры достойно того, чтобы обратить на нее особенное внимание и увидеть «научные» мифы, которыми она успела обрасти.

Эта неолитическая культура датируется 3,5-2,2 тысячелетиями до н.э. и расположена на территории центральной России и Поволжья. Выделена В. А. Городцовым и названа по стоянке, открытой у деревни Волосово близ г. Мурома Нижегородской области, около устья реки Велетьмы притока Оки. Древние волосовцы оставили на Волосовской стоянке каменные и костяные изделия, обломки глиняных сосудов, которые свидетельствуют о достигнутом ими высоком уровне технического развития.

Волосовская культура упоминается в качестве звена в цепи предшествовавшей ей, видимо, близких культур. Так, ее ареал совпадает с границами предыдущей верхневолжской культуры (6-5 т. л.н.). Еще ранее, 7-5 т. л.н. там же, в Волго-Окском междуречье, существовала льяловская археологическая культура, которая названа по имени села Льялово в Московской области. Она считается локальным вариантом культуры ямочно-гребенчатой керамики.

Относительно происхождения волосовцев существует ряд прямо противоположных версий. Одни (О. Бадер и А. Халиков) полагали, что предки волосовцев мигрировали из Урало-Камского региона. Другие (А. Никитин и Д. Крайнов), что носители волосовской культуры пришли с территории Восточной Прибалтики. Третьи (В. Сидоров и А. Энговатова), что волосовская культура складывалась на территории Валдайской возвышенности, затем ее носители расселились в Волго-Окского междуречье.

При этом, все признают европеоидный облик волосовцев. Также отмечалось сходство их черепов с более древними черепами из поздненеолитических захоронений в Прибалтике, что могло свидетельствовать об их прибалтийском происхождении. Еще более усиливал этот факт то, что в 10 волосовских погребениях были обнаружены ритуальные клады с янтарными изделиями.

А янтарные украшения, как предположили, могут служить важным свидетельством «образования волосовской культуры при участии восточно-прибалтийского компонента». Янтарь в украшениях массово расходился по северной и средней части территории будущей России со времени примерно 4700 лет назад. Как отмечала Е. Костылева, «янтарь «пришёл» на костюмах северо-западных колонистов и был вместе с ними погребён в могилах, приводя в неописуемый восторг археологов» (Волосовские погребения с янтарем могильника Сахтыш IIA. Т., 2000. с. 45-47.).

Эти факты прямо указывает на истоки волосовской культуры на северо-западе, на территории Восточной Прибалтики. Также, в ряде памятников Верхнего Поволжья и Волго-Клязьминского междуречья III тыс. до н.э. наряду с волосовской керамикой встречаются обломки посуды восточно-прибалтийского типа. Занесенная извне керамика, по мнению археолога Д. Крайнова, в будущем будет господствовать здесь на протяжении чуть более одной тысячи лет.

По мнению авторитетного антрополога Т. Алексеевой, «волосовский» антропологический тип сформировался раньше, чем сформировалась сама культура. То есть, часть населения этой культуры могли быть пришлыми с запада. (Неолит лесной полосы Восточной Европы: Антропология Сахтышских стоянок. М. 1997).

С другой стороны археолог А. Никитин высказал предположение, что, изредка «встречающиеся останки людей с лапоноидными чертами» указывают на влияние на волосовскую культуры ямочно-гребенчатой керамики (КЯГК). (Существовала ли «волосовская» культура? // Советская археология. № 2 1974).

Население ямочно-гребенчатой керамики, видимо, хронологически продолжало свое развитие уже в волосовской культуре, сформировавшейся и за счет пришлых европеоидов с запада. Появление же носителей гаплогруппы N(лапоноидов) на Восточно-Европейской равнине только лишь 2500 лет назад, может свидетельствовать только о позднем появлении редких поселенцев гаплогруппы N на бывших волосовских территориях. Ссылка же археологов на КЯГК по этому поводу, в виду позднего появления зауральских племен на Русской равнине, тем более, не состоятельна. И предположительное присутствие неких финно-пермских племен в волосовский неолитический период истории на Восточно-Европейской равнине – вовсе нереально. (https://dzen.ru/a/Y-OE35nF-3ZKqh13).

А вот с определенной преемственностью части волосовцев от КЯГК можно согласиться, принимая во внимание высказанное выше утверждение, что «сложение данной культуры произошло на территории Валдайской возвышенности», которая входила в ареал и КЯГК.

С другой стороны, никто пока не смог показать, что носители древнейших неарийского субклада гаплогруппы R1a-YP1272, присутствовавшие на Русской равнине до прихода фатьяновцев, не занимали 11-8 тысяч лет все пространство Русской равнины от Урала до южного берега восточной Балтики. Возможно, это присутствие не было массовым. Но оно было реальным.

Что-то может прояснить на этот счет генеалогия носителей волосовской культуры, хотя материала на этот счет почти нет. Пока только на могильнике Сахтыш в Ивановской области выявлен Y-субклад гаплогруппы R1b-M269, время жизни общего предка которого 8400 лет назад. Радиоуглеродное датирование захоронений показало для ранневолосовских захоронений время 4800-4500 лет назад.

Появление субклада эрбинов не должно удивлять. Миграция носителей R1b северным путем из Южной Сибири прошла вплоть до северного Поволжья, отметившись рядом археологических культур – хвалынской, ямной. Именно начиная с ямной и майкопской культуры, носители R1b повернули на юг и через Кавказ перешли в Месопотамию. Так что, массированного наступления ямников субклада R1b-Z2103в Европу не было. Тем не менее, часть их предков – носителей древних субкладов R1b-M269 и R1b-M297, могли обитать в указанных культурах Восточно-Европейской равнины. Как, впрочем, и одиночная Y-хромосомная «индейская» гаплогруппа Q1b в том же захоронении Сахтыш IIA.

Но говорить о массированном вливании эрбинского компонента в этот период нельзя. Единичные же обнаруженные пока образцы R1b здесь могут представлять собой «хвост миграции» носителей этой гаплогруппы на Русской равнине. А севернее их маршрута (Карелия, Вологодская область, Прибалтика) в культуре ямочно-гребенчатой керамики проживали древние носители гаплогруппы R1a.

Интересно отметить здесь и то, что захоронения волосовцы производили вблизи жилищ в вытянутом положении. Но на поздних этапах волосовской культуры встречаются скорченные погребения, как бы повторяющие позу эмбриона. Во многих погребениях обнаружена красная краска (охра)?

К слову, положение на спине в захоронениях было свойственно также носителям гаплогруппы I, которых никак нельзя исключать из возможных насельников мезолитических и неолитических культур Восточной Европы. Что подтверждается редкими находками образцов с этой гаплогруппой. Поздние же погребения в скорченном положении в виде эмбриона – это признак появления в указанной культуре носителей гаплогруппы R1a, возможно, субкладов Z280 или Z93.

Таким образом,

«На примере погребений из Сахтышских стоянок отчетливо прослеживается преемственность населения на протяжении весьма длительного времени — от раннего неолита до энеолита. Эта преемственность уходит своими корнями в мезолит. Строго говоря, в данном случае антропология подтверждает точку зрения об автохтонности волосовцев. Описанные краниологические особенности.… сформировавшиеся на обширной территории Восточной Европы, оказываются чрезвычайно стабильными и прослеживаются у населения более поздних исторических эпох…. Выраженность этого – европеоидного – морфологического своеобразия достаточно стабильна на огромных пространствах Русской равнины». [Алексеева, 1997].

Всех благодарю! Подписывайтесь, сомневайтесь, спорьте – но без сквернословия!

Мой канал здесь: https://dzen.ru/bonorus