Новая русская эскадра, под флагом Дубасова Федора Васильевича вышла из Кронштадта и насчитывала три броненосца, шесть броненосных крейсеров, семь легких крейсеров и одиннадцать миноносцев.
"Если русские эскадры объединятся, то они смогут уничтожить твой флот, - сказал Казнаков Николай Иванович дону Кондратиасу, - а о попавшем в плен Павле Петровиче (Тыртове) ты испанец позаботься, грехов на душе меньше будет. У него нога сломана, ушибы, да и воды нахлебался, но, что это для настоящего моряка, отойдет".
Дон Кондрат взял к себе в дом еще одного горе-адмирала и теперь когда он поправиться, он чувствовал, что эти русские все мозги ему все прожужжат. Ситуация осложнялась тем, что к имеющимся у Испанской империи союзникам, в лице Османской империи, Нидерландов и Аргентины хотела добавиться и Швеция. Для демонстрации испанской боевой мощи, к берегам этой страны был послан броненосный крейсер "Веласко", совместно с нидерландским броненосцем "Перун", а их встретил броненосец типа "Ослябя", который совсем не ослаблен и обладал вооружением из четырех 12,4" орудий, а также внушительной среднекалиберной батареей.
Капитан броненосного крейсера Уэрта через рупор сказал голландскому капитану:
"Propongo noquear primero el crucero blindado y luego el acorazado desde los puntos de proa". (Предлагаю, выбить сперва бронепалубный крейсер, а затем броненосец с носовых румбов).
На что тот ответил:
"laten we in visueel contact met elkaar staan en handelen in overeenstemming met de situatie, ik heb helemaal geen wapens van middelgroot kaliber, alle hoop op het hoofdkaliber. (Давайте находиться в зрительной связи друг с другом и действовать по ситуации, у меня совсем нет среднекалиберных пушек, вся надежда на главный калибр).
Союзные корабли двинулись на неприятеля, дымы которого виднелись на горизонте. Непосредственно, данные для стрельбы были получены с 37 кабельтовых и бой начался. Русский корабль по водоизмещению был равен "Перуну" с "Веласко" вместе взятым и бой ожидался тяжелым.
На 10-й минуте боя 3,5" снаряд с "Веласко" поразил русский броненосец в каземат. Но, это было, как слону дробина. Два русских залпа упали в опасной близости от испанского броненосного крейсера, который сперва охотился на транспорты в Средиземном море, а теперь его послали сюда, в холодное Балтийское. Показался и русский бронепалубный крейсер, он шел на сближение. Огонь сосредоточился на нем и вскоре, он получил 6" снаряд с "Веласко". Похоже, сегодня именно он здесь главный снайпер.
В 13.31 бронепалубный "Урал" уже получил голландский 9,4" снаряд, 7,9", еще 6", один 4,2" от голландцев, один 90-мм и два 57-мм.
Русский крейсер загорелся и стал затапливаться. Идея двух капитанов выбить быстро бронепалубный крейсер получала практическое воплощение. Сам "Урал", поразил одним снарядом "Веласко" в район кормовой мачты и уничтожил одно 3" орудие.
"Веласко" ответил, так как, на "Урале" взорвалась собственная мина от 90-мм снаряда. Для крейсеров подобного типа это был критический удар.
Русский крейсер его выдержал, чтобы получить еще 7,9" и девять 57-мм снарядов. Повреждения подошли к критической черте и бронепалубный русский крейсер перестал быть боевой единицей.
Но, оставался самый сильный противник. Броненосец вел огонь из своих мощнейших 12,4" орудий, 604-кг бронебойными/482 м/с = 70 мегаджоулей и фугасными 435-кг на 518 м/с = 58 мегаджоулей. Снаряды русского броненосца выстреливались бурым порохом, но в них была Нитроцеллюлоза - гораздо, более сильное взрывчатое вещество. В русском бронебойном содержалось 10,44 кг нитроцеллюлозы, а в фугасном 16,2-кг, которые в случае попадания, просто разорвут испанца или голландца на части.
Броненосный "Веласко" продолжал демонстрировать чудеса меткости и поразил "Ослябю" с 20 кабельтовых одним 7,9", двумя 6,3" снарядами. Русский броненосец загорелся. Бой продолжался. Весь экипаж броненосца в 600 человек стояли на местах и выполняли свои обязанности.
Над испанским броненосным крейсером проносились русские "чемоданы" и всем было реально страшно. На 18-й минуте боя, когда дистанция между "Ослябей" и "Перуано" стала равна 10 кабельтовым, нидерландский броненосец поразил противника парой 189-кг фугасных снарядов. У "Осляби" оказался выбита носовая надстройка и ходовой мостик. Он сам, пока не попал по противникам ни разу.
Бой продолжался. Союзники перешли на бронебойные, так как такого мастодонта фугасами не возьмешь. И пока его жжешь, он всех утопит.
У "Осляби" вышла из строя система централизованного управления огнем, и теперь каждый командир башни или плутонга выбирал цель самостоятельно. Целей было по прежнему две.
На 19-й минуте было видно, что у "Осляби" не работала кормовая башня и одна башня 5" орудия. Броненосец получил одно 9,4" попадание с "Перуна". На 21-й минуте у одиночки был выбит каземат и повалена одна дымовая труба из трех. У него на шкафуте бушевал пожар.
К 22-й минуте, удача улыбнулась русским, если можно так назвать, бой с пожаром, затоплением и неисправным рулевым управлением, "Веласко" получил 5" и 4" снаряды. Испанец загорелся. "Ослябя" к этому времени получил уже дюжину 9,4", семь 7,9", одиннадцать 6" = тридцать крупнокалиберных снарядов и около шестидесяти снарядов калибром менее 100-мм. Вскоре противник окончательно скис и дула орудий стали смотреть в море.
Какое-же, было удивление у испанцев и голландцев, когда вылавливать стали из моря не русских, а норвежцев! Этот корабль назывался не "Ослябя" а Norge - был построен в Санкт-Петербурге, при тесной международной кооперации, но передан королевству Норвегия! И те, выполняя союзнические обязательства, сражались за Российскую империю. Вот поэтому они из орудий главного калибра ни в кого не попали, а точность среднекалиберной артиллерии составила мизерные 0,5 процента.
Испанскому генерал-адмиралу доложили о произошедшем затоплении норвежского броненосца и его характеристиках. Дон Кондрат задумался: "Сколько у Российской империи подобных броненосцев? А если их соберут в одну эскадру. Это у итальянцев осталось всего четыре бронепалубных крейсера и три миноносца, а у мощной империи флота еще много".
В Адриатическом море испанский бронепалубный "Венседора" повстречал "Клавдия Дрюсо", но догнать не смог.
17 августа — было положено начало «золотой лихорадке» на Клондайке. Первое золото в местечке Рэббит-Крик нашёл индеец Джим Скукум. Однако долгое время это открытие приписывали его партнёру, европейцу Джорджу Кармаку, поскольку именно он юридически зарегистрировал эту находку.
30 августа — в районе станции Шепетовка скоропостижно скончался от инфаркта министр иностранных дел России князь Алексей Лобанов-Ростовский, сопровождавший императорскую семью в поездке в Европу.
"Читал я его книги "Воспоминания маркиза де Водрей" и «Историю эмигрантов», - подумал Кондрат, - а вот книгу про Павла I сокрыли, так как там больно явно он похож на Петра 1 со своим флотом, сражениями на Балтике и "Потешными войсками".
На Средиземном море в самом конце месяца миноносец "Фаланга" обнаружил четыре итальянских транспорта и ринулся в атаку.
Миноносец быстро оказался в строю транспортов, но капитан корабля "Ирис" чуть увеличил ход и таранил испанский миноносец в надежде его затопить.
Испанцы даже выпустили две мины, но те были отброшены винтами 6200 тонного транспорта.
За это, капитан миноносца "Фаланга" - затопил его пятью точными попаданиями первым. Затем настала очередь Atropo, "Франческо 1" и Santorre santarosa.
"Интересное сочетание мойры, герцога и революционера", - подумал капитан миноносца "Фаланга", на счету у которого уже была победа над двумя итальянскими миноносцами.
Особенно ярко горел "Франческо 1" - видимо перевозил боеприпасы.
Но, не всех смог утопить миноносец. Транспорт Santorre santarosa стал бежать в другую сторону и за ним погнался бронепалубный крейсер "Конгресо", капитаном на котором был назначен - Кано, бывший капитаном на "Бланко" (утонувший при этих обстоятельствах). Испанцы отлично выполнили рейд, уничтожив четыре транспорта.