Ту-124 или, как ег окрестили в НАТО "Кастрюля" – стал первым на планете крупносерийным пассажирским самолётом с турбовентиляторными двигателями. Он был создан для перевозок пассажиров на недалекие расстояния. Планировалось, что самолет будет совершать полеты длительностью не более 60 минут. А почему кастрюля? Сейчас расскажу.
Здравствуйте, дорогие читатели, поддержите статью лайком и канал подпиской. Спасибо от БЫЛИ ВРЕМЕНА.
По сути этот самолет – уменьшенная версия предшественника Ту-104. Некоторые технические особенности были хуже, чем у Ту-104, но при этом, расход топлива значительно сокращался при перелетах. Это было особенно выгодно для транспортировки небольшой группы пассажиров в умеренно отдаленные друг от друга города.
Новый авиалайнер не только имел меньший расход топлива, но и мог взлететь с более короткой взлетной полосы, что было важно для аэродромов в небольших городах. Ту-124 позволял освоить множество востребованных маршрутов и перевозить пассажиров экономично и при этом с максимально возможным комфортом.
Уже в 1960 году прошли первые летные испытания самолета. Они осуществлялись под руководством представителей ВВС, так как применяться авиалайнер мог и в военное время для выполнения боевых задач. После успешных испытаний было реализовано серийное производство.
Но несмотря на удачные испытания, для самолета вынесли некоторые ограничения, например, в скорости максимального полета. Его нельзя было разгонять быстрее 0,78 скорости звука. Летать на высоте выше 11 км самолет не мог, так как его начинало трясти, перевозка пассажиров была некомфортной, а управляемость моментально стремилась к нулю.
С 1963 года самолет начал осуществлять пассажирские перевозки внутри страны, а через год – на международном уровне. Но так как эксплуатация самолета оставляла желать лучшего и часто случались катастрофы с жертвами, его постепенно стали заменять на более современные машины.
В новых авиалайнерах была система кондиционирования воздуха и кислородные системы жизнеобеспечения, а также удобно располагались двери. Подвезти трап можно было и к передней и к задней двери, а не только к передней. С 1970 года началось полное списание этих самолетов, которые больше никогда не поднялись в небо.
Почему Ту-124 НАТО назвал "Кастрюлей"
В таком названии нет ничего конструктивно связанного с кастрюлей, просто у НАТО есть своя линейка классификации. Первая буква в названии обозначает для чего используется воздушное судно: бомбардировщики это буква В(bomber), истребители – F(fighter), транспортники – C(cargo), а вертолеты – H(helicopter).
Ту-124 относится к транспортнику, потому что один и тот же самолёт может быть грузовым и пассажирским при замене оборудования. Кастрюля по английски "cookpot" – получаем первую букву C. Второй момент названия касается количества слогов: односложные слова используют для обозначения винтовых самолётов, двусложные для реактивных.
Третья составляющая – слово должно быть чётким, дабы диспетчер мог различить его при тихом звуке и помехах. В итоге получилось слово Кастрюля по нашему или Кукпот на их языке. Не важно, что означает это слово в обычной жизни, у них оно означает совсем другое. Например: Вертолет Ми-8 назвали Hip — «Бедро», а истребитель Як-38 –Forger-A — «Фальшивомонетчик». Такие были времена.
Спасибо, что заглянули на БЫЛИ ВРЕМЕНА. Ваш лайк и подписка на канал очень помогут. Ещё почитать 👉 Ил-86 самолеты, в которых за всё время не погиб ни один пассажир