Найти тему
Эпонимы и Мы

ЗАКОН СТЭППА, ПАРАДОКС СТЭППА

Помните, я рассказывал вам про ЗАКОНЫ МЕРФИ? И говорил, что инициатором появления этой юмористической подборки был не капитан Эдвард А. Мерфи, а его начальник, полковник Джон Стэпп. С подачи которого всё и началось.

Стэпп сформулировал закон, названный позже его именем. Формулируется он следующим образом: "Всё, что может пойти не так, пойдёт не так".

А есть ещё и ПАРАДОКС СТЭППА, который в расширенном варианте и в переводе с нерусского звучит несколько витиевато: "Всеобщая косорукость делает любое человеческое достижение невероятным чудом". В общем, если все всё делают плохо, а у одного вдруг получается хорошо, можно назвать это чем-то невероятным.

Джон Пол Стэпп (11 июля 1910 – 13 ноября 1999). Фото с сайта https://www.peoples.ru/champions/john_stapp/
Джон Пол Стэпп (11 июля 1910 – 13 ноября 1999). Фото с сайта https://www.peoples.ru/champions/john_stapp/

Джон Пол Стэпп (11 июля 1910 – 13 ноября 1999) - доктор медицины, доктор философии, полковник ВВС США, лётный хирург ВВС США, пионер в изучении воздействия сил ускорения и торможения на человека.

Родился в Баии, Бразилия, в семье американских миссионеров. Учился в средней школе Браунвуда, штат Техас, и Баптистской академии Сан-Маркос штат Техас. Получил степень бакалавра в Университете Бейлора, Уэйко, штат Техас, степень магистра искусств - в Бейлоре, в 1932 году, степень доктора философии по биофизике - в Техасском университете в Остине, в 1940 году, а степень доктора медицины - в Университете Миннесоты, в 1944 году.

Стажировался в больнице Святой Марии в Дулуте, штат Миннесота.

10 августа 1946 года он был назначен в Авиационную медицинскую лабораторию на Райт Филд в качестве сотрудника проекта и медицинского консультанта в отделении биофизики. Проверял различные кислородные системы в негерметичных самолетах на высоте 12,2 км. Одной из основных проблем при полетах на большой высоте была опасность декомпрессионной болезни. Работа Стэппа решила эту проблему, а также многие другие, что позволило создать следующее поколение высотных самолетов.

Потом он начал разрабатывать специальные сидения и ремни безопасности для защиты пилотов в случае авиакатастроф. В те времена (1947 год) считалось, что человек смертельно пострадает около 18 g. Стэпп лично участвовал в экспериментах, проверяя все изделия на себе, и доказал, что можно выжить даже при ускорении в 46,2 g (хотя и очень кратковременном, ударном). Правда, за это нередко приходилось платить переломами, сотрясением мозга, отслоением сетчатки, ушибами и пр. Но недаром его прозвали "самым быстрым человеком на земле"!

Фото с сайта http://lllolll.ru/john-stapp/
Фото с сайта http://lllolll.ru/john-stapp/

В результате выводов Стэппа, требования к ускорению для сидений истребителей были значительно увеличены до 32 g, поскольку его работа показала, что пилот может избежать аварий при надлежащей защите ремнями безопасности.

Ещё одной разработкой Стэппа стало "Боковое седло" или боковая упряжь - обвязка треугольной формы, которая значительно повысила защиту полностью экипированных десантников, сидящих бок о бок в самолетах ВВС. Она была сделана из нейлоновой сетки, плотно прилегала к плечу, обращенному к передней части самолета, и защищала владельца от ударов при падении, взлете и посадке. "Упряжь" выдерживала ударную силу примерно в 36 кН при 32 g и была разработана для замены старомодных поясных ремней, которые обеспечивали недостаточную защиту их владельцев.

Стэпп также участвовал в экспериментах с ветром, летал на скорости 917 км/ч) со снятым фонарём, был один из первых, кто решился на высотный прыжок с парашютом, руководил исследовательскими программами в области человеческого фактора при катапультировании и т.д.

Фото с сайта https://www.factroom.ru/facts/14823/
Фото с сайта https://www.factroom.ru/facts/14823/

А потом его пригласили к себе разработчики автомобилей и попросили помочь им создать эффективные ремни безопасности, которых в те времена не было. Благодаря разработкам Стэппа, удалось избежать многих тысяч смертей. А сам он стал активным сторонником и публицистом этих нововведений, часто давая интервью на эту тему, организуя конференции и устраивая демонстрации (включая первое известное использование манекенов для автомобильных краш-тестов).

Кстати, несмотря на бурную молодость и невероятное количество очень рискованных экспериментов, которые часто заканчивались травмами, Стэпп умудрился дожить до 89 лет и мирно отойти в иной мир.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!

Наука
7 млн интересуются