Весна — пора обновления чувств после зимней стужи, пора любви и надежд.
Неудивительно, что композиторами создано огромное количество посвященных этому времени года музыкальных произведений. Выбрать из них самые-самые — задача не из легких. В нашем топе — весенние инструментальные миниатюры, созданных композиторами-классиками:
5. С.Прокофьев «Фея весны».
В балете Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка» на помощь Фее-бабушке (советский вариант феи-крестной) приходят на помощь феи всех времен года и помогают главной героине собраться на бал. Весна танцует первой из фей. Танец каждой феи длится чуть больше минуты. Однако эти яркие по музыке номера часто исполняются как самостоятельные пьесы. Особенно их любят пианисты.
Интересный факт: балет «Золушка» был создан Прокофьевым в тяжелые военные годы (1940 -1944), а премьера его состоялась в ноябре 1945 года.
4. Э.Григ «К весне».
Часто эту миниатюру Эдварда Грига из созданной в 1886 году третьей тетради «Лирических пьес» (ор.43 №6) называют «Весной». Но более точный перевод именно «К весне»: по-норвежски пьеса называется «Til våren».
Интересный факт: у Грига есть еще пьесы «Весна» (ор.33 №2) и «Последняя весна» (ор.34 №2). Первая — вокальная миниатюра на слова Осмунна Винье, а вторая — авторская аранжировка «Весны» для струнного оркестра, которую композитор обозначил новым опусом и добавил выразительности названию.
3. Ф.Мендельсон «Весенняя песня».
«Весенняя песня» — тридцатая из 48 фортепианных миниатюр Феликса Мендельсона, известных как «Песни без слов». Существует множество переложений этой пьесы для различных инструментов.
Интересный факт: Мендельсон сочинял «Песни без слов» на протяжении всей жизни — с двадцати лет и почти до самой кончины. Всего он создал восемь тетрадей по шесть песен в каждой. «Весенняя песня» входит в Пятую тетрадь (ор.62), пьесы которой были композитором созданы в 1842 -1844 годах.
2. И.Штраус «Весенние голоса».
Вальс «Весенние голоса» — одно из самых популярных произведений Иоганна Штрауса-сына. Написанный в 1882 году, он впервые прозвучал в 1883м на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин».
Интересный факт: этот вальс изначально задумывался с вокальной партией в исполнении высокого женского голоса — колоратурного сопрано, в сопровождении оркестра. И все же чаще это произведение звучит как просто инструментальное.
1. П.Чайковский «Март», «Апрель», «Май».
Первое место нашего весеннего топа разделили три пьесы Петра Ильича Чайковского из его фортепианного цикла «Времена года», написанного в 1875 - 1876 годах. Согласитесь, очень трудно отдать предпочтение какой-либо из них:
«Март. Песнь жаворонка» - третья пьеса цикла. Эпиграфом к ней послужил отрывок из стихотворения А.Н.Майкова:
«Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны,
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны».
К четвертой миниатюре цикла «Апрель. Подснежник» эпиграф также взят из Майкова:
«Голубенький, чистый подснежник – цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние слёзы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином».
А эпиграфом к пятой пьесе «Май. Белые ночи» эпиграфом стал отрывок из стихотворения А.А.Фета:
«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звёзды с таинственной грустью
Будут над нами сиять».
Интересный факт: самое известное переложение фортепианного цикла Чайковского принадлежит советскому дирижеру и композитору Александру Васильевичу Га́уку. Именно в версии Гаука звучат «Времена года» в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР п/у Евгения Светланова.
~~~
Если статья вам понравилась — не забудьте поставить лайк и поддержать канал подпиской)
Другие «топы» нашего канала: