Найти в Дзене
Музыкальные сказки

Топ-5 осенних шедевров классической музыки

Осень… Одно из самых противоречивых времен года. В ней и разноцветье опавших листьев, так и манящее сделать селфи или просто набрать букет, и долгая морось, навевающая тоску на любого. Для одних это время творческого подъема, а для других — период печали и хандры.

Мария Вишняк «Печаль осенняя светла» (из открытых источников)
Мария Вишняк «Печаль осенняя светла» (из открытых источников)
Владимир Куликов «Ноябрь. Первый снег» (из открытых источников)
Владимир Куликов «Ноябрь. Первый снег» (из открытых источников)

Очень разная осень и в классической музыке. В нашей топ-подборке посвященных ей музыкальных шедевров это можно легко заметить:

5. Сергей Прокофьев «Вариация феи Осени»

Осень Прокофьева — это резкие порывы ветра, срывающего с деревьев их яркие наряды и заставляющего вас съежиться от холода. Острые созвучия напоминают об угловатости обнажённых ветвей, врезающихся в серое небо. Осенние вихри проносятся по земле и уступают место место спокойному очарованию Зимы: у Прокофьева именно зима замыкает годовой круг.

Фея Осени появляется у Сергея Сергеевича в первом акте его балета «Золушка». Феи времен года приходят на помощь Фее-бабушке (советский вариант феи-крестной) и собирают Золушку на праздничный бал.

4. Александр Глазунов «Осень. Вакханалия»

Осень Глазунова — праздник урожая, заключительный аккорд года. Ликующий танец объединяет мифических существ и... другие времена года: темы Зимы, Весны и Лета вплетаются в музыкальный узор.

«Осень» — заключительная картина балета Александра Константиновича «Времена года». Сценическая судьба балета была весьма сложной, а его прекрасная музыка нередко исполняется как ряд самостоятельных оркестровых произведений.

3. Астор Пьяцолла «Осень в Буэнос-Айресе»

Аргентинская осень впечатляет яркими красками необычных созвучий и танцевальными ритмами. Большинство произведений «великого Астора» написано в созданном им жанре «танго нуэво», и Осень не стала исключением. В оригинальной авторской версии солирует бандонеон — один из главных инструментов аргентинского танго, на котором мастерски играл сам Пьяцолла. Однако композитор с одобрением относился и к другим инструментальным версиям своих сочинений.

«Осень в Буэнос-Айресе» входит в цикл четырех танго Астора Пьяцоллы «Времена года в Буэнос-Айресе».

2. Петр Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»

«Октябрь» Чайковского стал одним из самых известных произведений классической музыки. В медленной светло-печальной мелодии пьесы — грусть об уходящей красоте и поэзия увядания, ностальгия о прошлом и думы о грядущем.

Ефим Волков «Октябрь» (из открытых источников)
Ефим Волков «Октябрь» (из открытых источников)

Знаменитый русский композитор «до страсти любил» осень. В одном из своих писем меценату Надежде фон Мекк он писал: «Любите ли Вы такие серенькие деньки, как сегодня? Я их люблю ужасно». А эпиграфом к «Осенней песне» он выбрал строки из стихотворения Алексея Константиновича Толстого: «Осень, обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят».

«Октябрь. Осенняя песнь» — десятая пьеса из фортепианного цикла Петра Ильича «Времена года». Кроме оригинальной фортепианной, существуют и оркестровые версии цикла. Каждый месяц из «Времен года» у Чайковского является самостоятельной законченной пьесой. К осенней теме относятся также «Сентябрь. Охота» и «Ноябрь. На тройке». Однако именно «Октябрь» — самая «осенняя» из этих трех пьес.

1. Антонио Вивальди «Осень»

Итальянская осень — это снова про радость: сбор урожая, отдых от трудов и летней духоты, изготовление и дегустация вина.

«Осень» — третий концерт из знаменитого цикла Вивальди «Времена года». Хотя жанр классического концерта состоит из трех частей, композитор не делит каждое время года по месяцам. Крайние быстрые части и медленную среднюю он объединяет общим сюжетом-программой, предваряя музыку стихотворными строками в форме сонета. Прочитав их внимательно, мы понимаем, что в первой части композитор изобразил веселье селян, во второй — сон особо «повеселившихся», а в третьей — азарт охоты. Авторство сонета не установлено, но многие исследователи предполагают, что сочинил его сам Антонио Вивальди.

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но в чаще погибает, наконец.
(перевод В.Григорьева)

…Только вот зверюшку жалко. А вам?

К слову, в других переводах конец тоже печальный, чего не слышно в музыке: во времена композитора такая информация наверняка воспринималась по-иному.

~~~~~

Если наша подборка вам понравилась — не забудьте поставить лайк и поддержать канал подпиской)