Найти в Дзене
Омут памяти

Синдром отличницы Гермионы Грейнджер

Оглавление

Вы замечали, что успехи в обучении для Гермионы Грейнджер имеют не просто ценность, а сверхценность?

Конечно, иметь образование очень важно, прикладывать усилия при его получении - тоже. Ценить его и стремиться к знаниям - позиция разумная и правильная.

Но.

И конечно, я уже выучила наизусть все наши учебники — надеюсь, что этого будет достаточно для того, чтобы учиться лучше всех. Да, кстати, меня зовут Гермиона Грэйнджер, а вас?

Для Гермионы успехи в обучении - не просто показатель того, как она выучила предмет. На этом базируется её самооценка. Ей необходимо получать высшие оценки, одобрение преподавателей и каждый раз доказывать, что в учёбе она лучшая. Ей нужно достигнуть идеала, а потом - переплюнуть его.

В общем, в лице Гермионы мы наблюдаем сформировавшийся "синдром отличницы".

Плохо ли это?

Казалось бы - что плохого, когда девочка просто любит учиться и побеждать? В этом и правда ничего плохого нет. А вот когда ей необходимо быть лучше всех, чтобы чувствовать себя хорошо - в этом плохое есть.

Гермиону выбивает из колеи сама возможность неуспеха. Перед экзаменами она сходит с ума от стресса, в ожидании результатов СОВ постоянно паникует. Поэтому я и говорю о сверхценности - плохая оценка для девочки равна катастрофе или крушению мира. Что сказывается и на приоритетах в её жизни.

Нас всех могли убить... или, что еще хуже исключить из школы. А теперь, если вы не возражаете, я пойду спать.

Так что синдром отличницы - это постоянное напряжение нервов, панический страх неудачи, переутомления из-за громадного объёма работы и как итог, постоянное недовольство собой. Потому что, во-первых, всегда найдётся кто-то лучше (быть лучше всех во всём невозможно). А во-вторых, идеал как был недостижим, так и остаётся.

А, ну и ещё одно последствие - невыносимость в общении. Самооценка человека с синдромом отличницы неустойчива, поэтому требует постоянного подтверждения. За счёт бахвальства, демонстрации своих знаний и успехов или пренебрежительного отношения к успехам других.

Гермиона, кстати, молодец. Она это в себе переборола.

Откуда такое появляется?

Обычно синдром отличницы достаётся ребёнку в наследство от родителей.

Живёт себе девочка, живёт, учится чему-то новому, читает книжки. Радуется. И родители её любят, но считают, что девочка должна хорошо учиться. Что четвёрок у неё быть не должно. Хвалят девочку только за успехи, критикуют результат "ниже идеального", рассказывают, как важно в этом мире быть успешнок.

Родители, может, и хотят для девочки самого лучшего. Но она-то видит, что любят её только тогда, когда она справляется идеально и учится на пятёрки. Поэтому в голове селится убеждение: "Я ценна и любима только когда я - лучшая". Хотя в идеале она должна считать: "Я ценна и любима". Вот так, без всяких условий.

Звучит печально, но и в моей жизни такое было, синдром отличницы мне знаком не понаслышке.

Так что Грейнджеры, может, сами того не желая, поселили в душе Гермионы вечную жажду одобрения и успеха и пошатнули её детскую самооценку.

Гарри в этом отношении повезло чуть больше. Его осознание самоценности не зависело от оценки Дурслей просто потому, что оценка Дурслей не менялась, будь он хоть трижды хорош и успешен. Так что он просто был собой.

И очень хорошо, что Гермиона нашла себе друзей, которые любили её не за её оценки. Думаю, ей это очень помогало.