Начинаю с истории знакомства с Людой. Через несколько дней после выхода интервью с Марго Руан, она постучалась ко мне в личку и просила, могу ли записать в список гостей её хорошую подругу — Люду.
Я всегда только рада, когда гости и сами приходят, и толпу друзей с собой зовут, но... интервью такая штука, что человек должен сам захотеть сесть ко мне в виртуальное кресло и быть морально готовым отвечать на спонтанные вопросы. Так что я пошла лично знакомиться с потенциальной гостьей. Мы задружились каналами и стали общаться. А там и время для интервью подошло...
Итак, под бурные аплодисменты я приглашаю нашу гостью — Людмилу Пругло — публичного волонтёра приюта "Бастет". Примечательно, что деятельность приюта базируется на идее практической помощи священным животным древних египтян — кошкам.
К слову, кошачий культ — это не только набор знаний и духовных практик, но и конкретная помощью нашим меньшим братьям и сестрам. Кроме того, в приюте "Бастет" креативно подходят к своей зооволонтёрской работе: за пожертвования в пользу котиков, спонсоры вознаграждаются электронными альманахами, всяческими подарками в виде рисунков, раскладов на картах, консультациями психолога и встречами с самыми различными мастерами.
Подробнее об этом уже расскажет сама гостья!
Истории тётушки Рысь: Привет, Люда, рада видеть тебя в гостях на моём канале! Мой первый вопрос из разряда, что было раньше: яйцо, или курица? Что в твоей жизни появилось первым: волонтёрская работа в приюте, или идея книг про Людей-кошек? И, вообще, как родилась книга? Что предшествовало, стало толчком, мотивом к действию? Не могло же быть так, что сидела и тут — бабах! А не написать ли мне книгу про кошачий культ?
Людмила Пругло: Привет! "Люди-кошки" — это моя вторая книга, она вышла в 2022 году, а первым был "Кошачий культ" — в 2020. Приют же был ещё раньше, мы начали сотрудничество в 2019. В обеих книгах упоминаются приютские котики, а также есть немного моментов из волонтёрской жизни.
Сообщество вКонтакте — Миут
Мотив для написания "Кошачьего культа" может показаться немного странным. Дело в том, что ко мне часто приходили люди со схожими вопросами о египетской религии и магии, а также о роли кошачьих в ней. Информации у меня накопилось действительно много, но по натуре я интроверт и быстро устаю от общения. И, с одной стороны, мне действительно, хотелось делиться знаниями, а с другой — было морально сложно регулярно отвечать на одни и те же вопросы. И я подумала — возможно, если то, что я знаю, поместить в книгу, все смогут прочесть там всё, что им важно, и тогда идея будет жить, а "паломников" ко мне в личку станет меньше?
Хех, обычно я горжусь своей логикой, но в этот раз где-то она дала сбой — после издания книги желающих пообщаться стало только больше. Зато я, видимо, начала к этому привыкать, так что сейчас новые знакомства даются проще.
Тётушка Рысь: Интроверт и... волонтёр? Мне казалось, что работа в приюте подразумевает много общения: другие сотрудники, люди желающие взять питомца. Или общение с животными компенсируют энергетически общение с людьми?
Людмила: О, это интересный момент. Да, действительно, зоозащитная сфера подразумевает активное социальное взаимодействие, и главная её печаль, на мой взгляд, в том, что спасать животных обычно идут люди, не очень-то любящие людей, но, так или иначе, вынужденные контактировать друг с другом. То есть, с людьми. В результате в этой области просто какое-то космическое количество конфликтов и негатива... Но в нашем случае есть три нюанса. Во-первых, да, факт — общение с животными помогает восстанавливать внутренние ресурсы.
Во-вторых, мне очень повезло с коллективом: в приюте "Бастет" все волонтеры в меньшей степени люди, и в большей степени кошки, ходящие на двух лапах. Я просто прихожу и чувствую, что я дома, где могу расслабиться и быть собой.
В-третьих, у нас эффективное разделение обязанностей, и социальная сфера, за исключением небольшого копирайтингового вклада в соцсети, лежит не на моих плечах.
Тётушка Рысь: На самом деле это здорово, что люди стараются обходить острые углы и подходить к организации работы с минимизаций конфликта. А что касается приюта "Бастет": ты его выбрала, или он тебя?
Людмила: Это похоже на историю любви: мы искали друг друга долгие годы, а потом внезапно встретились, и сейчас кажется, словно это партнёрство существовало всегда. Помню свою мысль, когда впервые зашла в приют и увидела множество котов и статуй богини Бастет. Я тогда подумала: "То, что я мечтала создать, уже существует!"
А следом был абсолютный восторг от осознания, что мою мечту кто-то разделяет, что она не только моя, и все вместе мы теперь сделаем ещё больше.
Тётушка Рысь: Действительно, история любви волонтёра и идеального приюта. А как возникла идея проекта "Миут"? Это тоже была любовь? Или у тебя с проектом другие ассоциации?
Людмила: "Миут" — история про смысл жизни. Это древнеегипетское слово, которое буквально переводится как "Кошка", и я выбрала именно его, чтобы подчеркнуть, с одной стороны, своё уважение к стране, в которой почитание кошачьих достигало своего расцвета, с другой —напомнить, что "Кошка" это не только египетская Бастет, но и многие другие, большие и малые хищники, которые известны в качестве богов, духов, оборотней и демонов у самых разных народов.
Есть одна фраза, которая мне очень нравится: "Интернет сейчас похож на Древний Египет — люди пишут на стенах и поклоняются кошкам". Согласно моей философии, кошки — это прошлое, настоящее и будущее человеческой цивилизации. Во второй книге "Люди-кошки" я как раз постаралась отразить эту мысль:
"В то время, когда наши пра-предки соседствовали с саблезубыми хищниками, эти крупные кошки (мегантереоны, смилодоны, гомотерии и др.) вносили важный вклад в эволюцию человека разумного – животные были не только внешней угрозой, но и «кормильцами» первых людей. Согласно исследованиям антропологов, до перехода к стратегии активной охоты древние гоминиды были падальщиками – они питались останками добычи, пойманной наиболее эффективными хищниками раннего палеолита – то есть, саблезубыми кошками. Необходимость незаметно следовать за клыкастыми охотниками, быстро разделывать останки пойманной ими добычи и уносить еду в безопасное место – все эти потребности развивали мозг и совершенствовали «человеческие» качества: коллективизм, орудийную деятельность, скорость движения и выносливость.
Таким образом, получив от крупных кошек толчок к развитию, первые люди постепенно начали переходить и к творческой деятельности, увековечивая зубастых соседей в наскальных рисунках и статуэтках. Древнейшее объединение двух разных видов в единый образ произошло примерно за 40 тысяч лет до нашей эры – таким сроком датируется фигурка женщины-львицы (нем. Löwenfrau) из бивня мамонта, найденная в системе пещер в современной Германии."
© отрывок из книги «Люди-кошки»
Тётушка Рысь: Ух, аж зачиталась, настолько интересно! Какой смысл ты вложила в свой "Миут"? И что ты получила от реализации? Вопрос из разряда моральной и духовной ценности, когда создатель сам в процессе получает инсайты. У тебя тоже ведь были свои откровения?
Людмила: Однажды я набралась духу, чтобы выйти из тени, и начать говорить миру о том, что для меня действительно важно и интересно. Со временем я обнаружила, что это интересно и важно не только для меня. Я мечтала встретить кого-то, кто мог бы рассказать мне всё-всё-всё о кошачьей истории и мифологии, но такого человека не было, поэтому пришлось искать информацию самостоятельно, переводить, структурировать, осмыслять, совмещать с практической помощью приютским котам, и... Я, получается, стала той, с кем мечтала когда-нибудь встретиться. И написала то, что мечтала прочесть.
"Если тебе кажется, что для тебя нет места в этом мире, значит, твоё предназначение — создать новый мир" (с) Бернар Вербер, "Её величество Кошка"
Второе осознание менее приятно — изнутри мечта куда скучнее и приземлённее, чем извне. Наверное, кто-нибудь смотрит на мои счастливые и яркие фотографии с котиками, и думает "Как кайфово и атмосферно! Я тоже так хочу!", но при этом вряд ли догадывается, что красивым кадрам предшествовала генеральная уборка с чисткой лотков. Или взять то же самое издание книг — не самый простой процесс с точки зрения организационной работы. Иллюстрации, редактура, корректура, вёрстка, бюджет, реклама... Параллельно с рабочими и бытовыми задачами, которые никто не отменял. Это довольно далеко от образа расслабленной писательницы, которая лишь ловит вдохновение за хвост, раздаёт автографы и получает щедрые гонорары. Ах, если бы!
Получается, что я нашла свою цель, и принимаю её со всеми трудностями и вспомогательными задачами. Но в эмоциональном плане это уже больше проектная деятельность, нежели постоянная радость от процесса.
Тётушка Рысь: Ох, как я тебя понимаю! Сама после 10-летнего перерыва с изданием книг, вновь выхожу на рынок, по сути, в чужой для меня стране. Вот сейчас хочется переключиться на атмосферу книгописания. Приведу пример, я несколько дней жила на вилле в Италии в деревушке в один квадратный километр. Именно там, всего за считанные дни и родилось много идей, которые я реализую и сейчас. Для меня идеальные условия: домик в деревне, сад, любимые питомцы и... ноутбук. А ты можешь описать комфортные для себя условия? Возможно, они ещё не реальные, но ты уже точно знаешь, что именно так ты сможешь сделать многое!
Людмила: Во многом понимаю и разделяю этот образ: надеюсь однажды прийти к собственному дому где-нибудь в тёплом и тихом месте на природе, а также разделить его не только с малыми кошками, но и с их более крупными собратьями. Да и в целом я очень люблю природу и животных различных видов. Со мной ещё живут змеи, пауки, ящерицы... и не только. Так что рассчитываю продолжать свой путь зоофотографа и террариумиста.
Тётушка Рысь: Ты уже несколько раз упомянула в ответах о своём увлечении зоофотографией. Для многих людей это мимишные котики в тырнетиках. У меня две собаки, и я даже без опыта, понимаю, что сделать одно фото — убить несколько часов гонясь за собаками и пытаясь поймать кадр и ракурс. Можешь рассказать о своём опыте в контексте: миф VS реальность? То есть, ты думала, что будет красиво и мило, а по факту.... вот совсем не так! Про то что убрать хм... кучки, я помню, сама периодически делая случайные кадры замечаю их на участке то тут, то там.
Людмила: Главный миф, наверное, в том, что на этом можно много заработать. Нет, не спорю, может и можно, но в моём случае это именно хобби и приятное дополнение к прочей деятельности. А ещё меня иногда просят поснимать людей, хотя портретная съемка даже рядом не стоит с предметной и анималистикой.
Собак снимать очень сложно — на мой взгляд, в кадре это самые сложные животные. Хотя их я тоже люблю (в том числе и ловить в фокус) и когда-то даже работала со служебными алабаями.
Тётушка Рысь: От фотоанималистики к другим хобби. Есть ли у тебя ещё хобби, о которых ты бы хотела рассказать? Возможно, которые пришли внезапно и надолго остались в душе?
Людмила: Умею плести фенечки, делать ловцы снов и вязать крючком, иногда приходит желание вышивать или рисовать... хотя в этом я не так уж хороша, специально не училась. В последнее время эти навыки отошли на второй план из-за нехватки времени, что меня слегка печалит. А если говорить не о ремесле, а о домашнем досуге — люблю видеоигры и читать.
Ещё я люблю путешествовать. Но и это в последнее время тоже получается реже. При этом я стараюсь выбираться в неочевидные и нетуристические места — скажем, походы по Саблинским пещерам уже стали доброй традицией.
Тётушка Рысь: Расскажи подробнее о "читать". У тебя есть любимые жанры? И, вообще, по какому принципу ты выбираешь книги?
Людмила: К моим любимым жанрам можно отнести фэнтези, фантастику и постапокалиптику. Люблю, когда у автора есть чувство юмора, и книгу хочется разобрать на цитаты. Обычно я цепляюсь взглядом за отрывок, и, если он вызывает желание узнать контекст — ищу историю целиком.
Любимые книги — "кошачья" серия Вербера ("Завтрашний день кошки", "Её величество кошка", "Планета Кошек"), вселенная "Метро 2033", "Томасина" Пола Гэллико, многие рассказы Рэя Бредбери, "Дверь в лето" Хайнлайна, "Чайка Джонатан Ливингстон" Ричарда Баха, "Граф Монте-Кристо" Дюма.
Тётушка Рысь: Финальный вопрос традиционно посвящён инсайтам, откровениям и прочим премудростям, которые гость получил на основе своих собственных шишек опыта. У тебя есть такие примеры? Предположим, ты решилась кардинально изменить профессию и пойти в совершенно несвойственную тебе сферу. И вот там, куда тебя, казалось случайно занесло и открылась величайшая мудрость!
Людмила: Мне было сложно разобраться с получением образования. Изначально я поступила в ИТМО, ведь (думала, что) очень хотела быть айтишницей и в целом интересовалась созданием игр и языками программирования. Реальность оказалась довольно жестока — университет, мягко говоря, не оправдал моих ожиданий, и, с позором забрав документы, я провалилась в безрадостные попытки найти себе какую-то новую цель и смысл. Проекта "Миут" тогда еще не существовало, и, вообще, со всех сторон слышалось: "Твои глупые кошки тебя не прокормят, займись чем-нибудь серьёзным!"
В итоге я обучилась на маркетинг, прошла курсы маникюра, работала вожатой служебных собак, пошла на второе, зооинженерное образование... И, в конце концов, всё равно вернулась к кошкам. Инсайт: надо было слушать только себя и никогда от них не уходить.
Зоофотограф "Кошачье око" вКонтакте
Тётушка Рысь: Слушать свой внутренний голос зачастую единственно верное решение! Даже когда вокруг все говорят обратное! Спасибо большое, что пришла ко мне в гости и рассказала о своей деятельности без прикрас!
Людмила: Спасибо, было увлекательно! Мне нравится, как ты задаешь вопросы, особенно не самые очевидные, это круто!