Найти тему

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ч.72): «В МЕНЯ ВЕРУЙТЕ»

Иисус знал, что было в сердцах Его учеников и какую тревогу они испытывали. Он заверил их, что им не нужно было тревожиться. Хотя Он и покидал их, Он уходил, чтобы подготовить на небесах место для Своих учеников, и однажды вернётся забрать их. Он был тем, через кого они могли прийти к Отцу. Когда же Иисуса не будет с ними, они получат другого Утешителя, Святого Духа.

«Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить вам место. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете и путь знаете». Фома сказал Ему: «Господи! Не знаем, куда идёшь. И как можем знать путь?» Иисус сказал ему: «Я — путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (Ин. 14:1–7).

Стих 1. Сказанное Иисусом в этом разделе неразрывно связано с Его словами в предыдущей главе. Чувство «смущения», охватившее учеников, было аналогично тому, что испытывал Иисус, приближаясь к гробнице Лазаря (11:33), когда Он размышлял о приближающемся распятии (12:27), и когда предсказывал предательство Иуды (13:21). Нас не должно удивлять, что сердца Его учеников были полны тревоги. Недавнего сообщения Иисуса о том, что Его вскоре предадут, было достаточно чтобы вызвать у них потрясение. Добавьте к этому Его слова, сказанные всем ученикам в 13:33 (и отдельно Петру в 13:36) о том, что Он уходит туда, куда они не могут за Ним последовать. Кроме того, Иисус предсказал, что совсем скоро Пётр отречётся от Него (13:38). Если вера Петра, одного из ближайшего круга учеников, пошатнётся до такой степени, чтобы отречься от Своего Господа и Учителя, то что говорить о других учениках? Иисус сказал, что все они поддадутся страху и рассеются (Мф. 26:31; Мк. 14:27). Нам сложно представить душевное и умственное волнение, которое тогда испытывали Его ученики. Иисус знал, что события наступающего дня повергнут их в ещё большее смятение.

Учитывая их настоящие и будущие потрясения, Иисус сказал ученикам: «Да не смущается сердце ваше». Повелительную форму с отрицательной частицей мэ тарассесто также можно перевести как «перестаньте тревожиться». Затем Иисус ободрил их: «Веруйте в Бога и в Меня веруйте». Глагол пистеуете, переведённый как «веруйте», может быть как в форме повелительного, так и изъявительного наклонения. Принимая во внимание однозначно повелительное наклонение глагола в предыдущей фразе, логично трактовать и эту форму как повелительную, что получило своё отражение в русскоязычных версиях Синодального Перевода, Современного Перевода, Международного Библейского Общества и Нового Русского Перевода. Иисус был послан Своим Отцом творить волю Отца (6:38). Все слова, которые говорил Иисус, и все дела, которые Он творил, были словами и делами Отца (5:19–30). Поэтому Иисус сказал ученикам, что они должны верить Ему так же, как верили Отцу. Он призвал их продолжать верить в Бога и продолжать верить в Него. Это защитит их сердца от смятения и страха.

Стихи 2–4. Иисус сказал Своим последователям: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить вам место» (14:2). Здесь говорится о главной причине, почему Иисус призывал учеников и дальше верить в Него. Хотя Иисус должен был вскоре их покинуть, Он уходил, чтобы приготовить для них место. Однажды Он придёт забрать их, чтобы они уже всегда были с Ним. Раньше Иисус уже употреблял выражение «дом Отца Моего», говоря о Иерусалимском храме в 2:16; однако дом Отца из этого отрывка находился не на земле. Иисус говорил о небесах. Греческое слово монай, переведённое как «обители», является формой мн. числа существительного, образованного от глагола мено («оставаться» [Бауер]). В Новом завете оно встречается дважды: здесь и в 14:23. Во втором случае монэ (ед. число) относится к обители, которую Иисус и Отец «сотворят» у верующего. Если в 14:23 идёт речь о духовном или внутреннем обитании, то в 14:2 говорится о внешнем месте для Иисуса и учеников, куда должен был отправиться Иисус, и куда позднее последуют ученики.

Вместо «обители» слово монай переведено в Современном Переводе как «покои», а в Международном Библейском Обществе и Новом Русском Переводе как «комнаты». Согласно Мерриллу Теннею, «“обителей много” означает не дворцовые покои, а скорее “жилые помещения”». Джордж Бизли-Мюррей отмечает, что вариант «покои» уходит в те времена, когда это слово использовалось для названия обычного жилища. Говоря о том, что «в доме [Его] Отца обителей много», Иисус имел в виду, что там достаточно места для большого количества людей. Во времена Иисуса и даже в наше время на Ближнем Востоке глава рода часто живёт в большом доме со множеством комнат для его детей и внуков.

Гай Вудс обращает внимание на бытующее среди некоторых комментаторов мнение, согласно которому «дом Отца» означает церковь. Он доказывает, что это не так, потому что: (1) «когда это было сказано, церковь ещё не была установлена»; (2) «чтобы стать членом церкви, нет необходимости покидать землю»; (3) «церковь находится на земле; дом Отца — на небесах». Дом Отца, то есть небесный дом, в котором «обителей много» (не «дворцовых покоев»), имеет достаточно места для всех, кто желает следовать за Иисусом.

Фраза «а если не так, Я сказал бы вам» лишь подчёркивает то, что только что сообщил Иисус. Они могли не сомневаться в Его словах; если бы это было не так, Он сказал бы иначе. В Международном Библейском Обществе и Новом Русском Переводе эта фраза переведена в виде вопроса: «И если бы этот было не так, то разве Я сказал бы вам: “Я иду приготовить место для вас”?» Проблема в том, что мы не располагаем записями, где бы Иисус говорил это раньше. Хотя общепризнанно, что не всё сказанное Иисусом, было записано, многие исследователи предпочитают считать эту фразу чем-то вроде вводной вставки: «В доме Отца Моего обителей много (если бы это было не так, Я бы вам сказал об этом), и когда пойду, приготовлю вам место». В любом случае ясно то, что Иисус говорил о небесах, и Он не хотел, чтобы ученики питали ложные надежды или ожидания.

Стоит упомянуть два основных толкования фразы «Я иду приготовить место вам». Многие понимают эти слова как то, что в настоящее время Иисус подготавливает небеса для Своих. Другие считают, что «обители» в «доме Отца» уже готовы, а прославление Иисуса открывает в них доступ тем, кто принадлежит Ему, чтобы быть там с Ним. Согласно второй точке зрения, Иисус не отправился на небеса, чтобы Самому приготовить там обители для учеников; скорее это место для Его учеников появилось благодаря Его смерти и воскресению.

Уходом Иисуса чтобы подготовить место для учеников история не заканчивалась. Он сказал: «[Я] приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (14:3). Высказывались различные мнения относительно значения слов Иисуса «приду опять». Среди наиболее распространённых: (1) возвращение Иисуса к ученикам после воскресения; (2) возвращение Иисуса к ним в виде Святого Духа после Его вознесения к Отцу; и (3) приход Иисуса в конце времён. Однако Иисус ясно говорит о втором пришествии. Хотя Иоанн пишет о втором пришествии не настолько обстоятельно, как другие новозаветные авторы (см. например, 1 Фес. 4:16–18; 2 Фес. 1:7–10; 2 Пет. 3:10), тем не менее он пишет о нём. Он представляет его как «окончательное оформление личных отношений между [Иисусом] и Его учениками» (Брюс).

Ранее Иисус сказал ученикам, что уходит (13:33, 36), и также сказал, куда уходит (14:2). Затем Он заверил их: «А куда Я иду, вы знаете и путь знаете» (14:4). Это было напоминание, так как Он уже говорил Своим ученикам, что путь к Отцу лежал через Него (см., например, 6:44, 45). Однако вопрос Фомы из 14:5 показывает, что в некотором смысле ученики не знали, ни куда Он уходил, ни пути. Суть заверения Иисуса была в том, что поскольку они знали Его, то знали и путь (см. 14:6).

Стихи 5–7. Фома задал вопрос, который замер на устах и остальных учеников. Как мы уже видели в настоящем евангелии, Иисус использовал вопросы как возможность объяснить то, что сказал перед этим. После признания: «Господи! Не знаем, куда идёшь» Фома спросил Иисуса: «И как можем знать путь?» (14:5). Его вопрос напоминает вопрос Петра (13:36) и показывает, что они не поняли, что им только что сказал Иисус. Фома, как и остальные ученики, был сбит с толку относительно местонахождения дома Отца и того, куда отправлялся Иисус, чтобы приготовить для них место. Он мыслил скорее земными категориями, чем духовными, и хотел знать точный адрес. Без этого он не мог «знать путь».

Отвечая на вопрос Фомы, Иисус произнёс шестое «Я [есть]» — заявление: «Я — путь, и истина, и жизнь» (14:6). Хотя три существительных в этом предложении соединены сочинительной связью (то есть являются равноправными), следует сделать акцент на первом из них — «путь» (ходос), поскольку оно раскрывает смысл сказанного Иисусом в 14:4 («вы знаете путь») и подводит к логическому заключению: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Это никоим образом не уменьшает значимости двух остальных понятий: «истина» (алетейя) и «жизнь» (зоэ). Эти понятия объясняют, почему Иисус является путём: Он есть путь, потому что Он — истина, то есть, откровение Божие, и потому что в Нём обитает жизнь Бога.

Иисус является «истиной», потому что Он — воплощение Божьего откровения. «В Ветхом завете истина (ивр. эмет) воплотилась в Божьем законе соглашения, данного людям, но в Новом завете вся Божья истина воплотилась в личности Иисуса Христа». Иисус «открывает» или «объясняет» Бога (1:18). Находясь на земле, Он говорил и делал только то, что поручил Ему говорить и делать Отец (5:19–30; 8:29). Он Сам является Богом, обладая той же природой, что и Отец (1:1). Он — Божье Слово, ставшее плотью (1:14). Он полон «благодати и истины» (1:14), и «благодать и истина произошли через Иисуса Христа» (1:17).

Иисус является «жизнью», потому что в физическом мире «всё через Него начало быть» (1:3; см. 1:10). И в духовном отношении Иисус — это «жизнь» (1:4), Тот, кто «даёт жизнь» (5:21), Тот, кто имеет «жизнь в Себе» (5:26), «воскресение и жизнь» (11:25) и «истинный Бог и вечная жизнь» (1 Ин. 5:20).

Поскольку Иисус является «истиной» и «жизнью», Он есть «путь» для учеников, который ведёт в дом Отца. Б. Уэсткотт отмечает, что Иисус, по сути, сказал: «Я есть…, а не просто “Я являю”, или “Я открываю”, или “Я делаю” в качестве пророка или законодателя. Христос Сам является всем». Поэтому Иисус не сказал, что Он пришёл, чтобы показать ученикам путь: Он и есть этот путь. Он является тем средством, через которое все люди могут прийти к Отцу. Иисус является путём к Отцу в какой-то мере подобно современному эскалатору, который не только прокладывает маршрут, но и переносит с одного уровня на другой». Иисус подчеркнул, что через Него ученики находят путь к Отцу, чтобы быть с Ним не только в вечности, но и в настоящем. Он сказал: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

Называя Себя «путём», Иисус предстаёт как посредник между Богом и человеком (см. 1 Тим. 2:5) — связующим звеном между Богом и грешными людьми. Во времена ранней церкви христианскую веру называли «путём» (Деян. 9:2; 22:4; 24:22). Будучи «истиной», Иисус сосредоточил в Себе всё, что необходимо знать человеку, чтобы войти в «дом Отца». Будучи «жизнью», Иисус даёт нам единственную жизнь, которая имеет значение. Сложно найти более сильные слова, чтобы передать уникальность и вседостаточность труда Христа. Томас а Кемпи отмечает: «Без пути некуда идти, без истины нет знания, без жизни нет жизни».

Поскольку Иисус является проводником Божьей истины и Божьей жизни, знать Иисуса означает знать Его Отца. Он сказал: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (14:7). Условное наклонение в первой части этого высказывания можно объяснить так: «Если бы вы узнали Меня [чего вы, увы, не сделали], то вы бы также узнали и Моего Отца». Вопрос Фомы в 14:5 говорит о том, что ни он, ни остальные ученики не пришли к полному познанию Иисуса. Они были с Ним знакомы, знали Его достаточно хорошо, чтобы оставить свои дома и семьи и следовать за Ним. Но что касается духовного понимания, их знание Его было недостаточным. У них просто не было глубокого понимания Иисуса, Его цели и Его миссии.

Слова Иисуса «И отныне знаете Его и видели» следует трактовать в свете 1:18: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, — Он явил». Хотя Бога нельзя увидеть в буквальном смысле, знать Иисуса означает знать Отца. Равносильно, видеть Иисуса означает видеть и Отца. В последние часы пребывания Иисуса на земле, и особенно, когда они стали свидетелями Его смерти и воскресения, знание учеников о Нём и соответственно об Отце, поднялось от простого знакомства до более глубокого и близкого познания Его Личности и Его цели.