Найти тему

Красота и коварство - самые запоминающиеся преступницы в советском кино

Женщины редко исполняли главные отрицательные роли в советских фильмах о преступниках. Но если это и происходило, то им почему-то нередко доставались образы иностранных шпионок. Ведь простые советские гражданки стать преступными лидерами не могли.

Владимир Высоцкий, Владимир Конкин и Лариса Удовиченко в фильме "Место встречи изменить нельзя", 1979
Владимир Высоцкий, Владимир Конкин и Лариса Удовиченко в фильме "Место встречи изменить нельзя", 1979

Хотя ВГИК и театральные вузы выпускали приблизительно равное количество парней и девушек, в пьесах и фильмах мужских ролей было раз в 10 больше, чем женских. Из-за этого шансы у какой-нибудь актрисы исполнить действительно запоминающуюся роль и прославиться были намного ниже, чем у актера, и это, конечно, несправедливо. Увы, подобное остается мировой практикой и поныне. Тем любопытнее будет обратить внимание на редкие примеры, когда именно женщины становились злодеями в советских кинофильмах о преступниках. Даже рядовые рецидивистки вроде Маньки Облигации в исполнении Ларисы Удовиченко в знаменитом сериале Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя" запоминались зрителям иногда лучше некоторых персонажей мужского пола. Что уж говорить про центральную роль...

Владлен Давыдов и Любовь Орлова в фильме "Встреча на Эльбе", 1949
Владлен Давыдов и Любовь Орлова в фильме "Встреча на Эльбе", 1949

Одна из самых первых крупных ярко отрицательных женских ролей была сыграна самой Любовью Орловой, которую боготворила вся страна. В 1930-е годы сильная половина СССР неофициально считала актрису секс-символом после ее галереи положительных героинь. И вдруг в картине своего мужа Григория Александрова "Встреча на Эльбе" Орлова исполнила роль матёрой американской разведчицы Джанет Шервуд, которая ещё и поддерживала нацистов. Роль начисто выбивалась из амплуа Любовь Петровны, выглядела она в этом образе не слишком убедительно, и крупной творческой удачей фильм для неё не стал. Но эта картина явно оказала влияние на последующие фильмы, где женщины оказывались злодеями международного уровня.

Елена Гоголева в фильме "Об этом забывать нельзя", 1954
Елена Гоголева в фильме "Об этом забывать нельзя", 1954

В книге "Бейкер-стрит на Петроградской" режиссёр Игорь Масленников допустил много фактических ошибок и среди прочего написал, что в своей картине "Пиковая дама" 1982 года он якобы открыл для кино актрису Малого театра Елену Гоголеву, которая никогда ранее не снималась и была, по словам режиссёра, "кинематографической девственницей". Не знаю, лукавил ли Масленников или действительно не знал, но Гоголева в кино, конечно, работала и раньше. А одной из самых памятных её ролей стала некая Мария Бантыш в фильме "Об этом забывать нельзя" Леонида Лукова, снятом в 1954 году. Эта внешне безобидная пожилая женщина в конце разоблачалась, как агент иностранный разведки под номером 13. Причём в качестве доказательств следователь в исполнении Бориса Тенина доставал из папки... её собственноручное письменное заявление о приеме на работу в иностранную разведку в качестве шпионки, а также фотографию, на обороте которой была отпечатана крупная цифра 13. Сегодня это не вызывает ничего кроме улыбки, но тогда зрители реагировали весьма остро на такую нетипичную злодейку. А Гоголева мастерски трансформировалась по ходу разоблачения, и когда ей предъявляли последние доказательства, в её прежде испуганном голосе вдруг появлялся холодный металл уверенной в себе матерой шпионки.

Валентина Токарская, Николай Хощанов и Евгений Весник в фильме "Дело №306", 1956
Валентина Токарская, Николай Хощанов и Евгений Весник в фильме "Дело №306", 1956

Буквально через два года выходит знаменитый детектив Анатолия Рыбакова "Дело №306", в котором милиция ведёт расследование вроде бы несчастного случая - пожилую женщину сбивает автомобиль. Впоследствии мы узнаём, что с ней пыталась расправиться иностранная шпионка и бывший надзиратель концлагеря Магда Тотгаст, которая трудится в Москве под личиной фармацевта Марии Николаевны Карасёвой. Сцена допроса шпионки следователем очень напоминает то, как разоблачали героиню Елены Гоголевой. Роль агента вражеской разведки сыграла Валентина Токарская - женщина с очень тяжёлой судьбой, которая провела несколько лет в заключении. После освобождения в 1953 она устроилась в Театр Сатиры и играла в нём до конца жизни, но по-настоящему интересных ролей ей там не предлагали. А в кино та самая безжалостная Магда (она же Карасева, она же Фишман, Аванесова, Рубанюк, Иваниха) из фильма "Дело №306", вне всяких сомнений, её наиболее запоминающийся образ.

Маргарита Володина в фильме "Черный бизнес", 1965
Маргарита Володина в фильме "Черный бизнес", 1965

Вышедшая на экраны в 1965 году картина Василия Журавлёва "Чёрный бизнес" была основана на реальном деле - поимке цеховиков Шакермана и Ройфмана, которые организовали трикотажное производство в помещении лечебницы для душевнобольных. Однако немалое место в фильме занимает ловля в Москве шпионки из "разведслужбы генерала Даниэля". За ней охотятся сотрудники КГБ, и роль той самой шпионки исполняет актриса Маргарита Володина. Её мисс Ластер обладает ярко выраженным отрицательным обаянием. Хотя зритель не ждёт от неё ничего хорошего с первого появления на экране, однако не перестаёт ею восхищаться. Володина в этом довольно слабом фильме не сгущала краски и не "плюсовала". Возможно, именно ей во многом удалось сохранить немалый интерес публики к ленте - в 1965 году она заняла 15-е место в прокате и привлекла в кинотеатры почти 30 млн зрителей. Правда, потом её почти забыли. Ну а перед нами одна из последних попыток показа на большом экране коварных разведчиц, прибывающих в нашу страну с разными нехорошими целями.

Эдита Пьеха и Андрей Вертоградов в фильме "Судьба резидента", 1970
Эдита Пьеха и Андрей Вертоградов в фильме "Судьба резидента", 1970

Следующий запоминающейся настоящей преступницы в кино пришлось ждать более 10 лет. Её подарил нам создатель сериала про приключения резидента режиссёр Вениамин Дорман. К слову, в его "Судьбе резидента" весьма заметную отрицательную роль агента иностранной разведки Жозефины Клер, роковой обольстительницы советского ученого за границей (Андрей Вертоградов), сыграла сама Эдита Пьеха. И это тоже зрителям запомнилось. А в 1980 году Дорман выпустил на экраны крепкий детектив "Ночное происшествие". Он рассказывал о найденной на улице женщине с травмой головы, которая уверяла, что таксист напал на неё, отнял крупную сумму денег и документы. Опытный следователь в исполнении Петра Вельяминова разглядел белые нитки в её словах и установил, что в реальности пострадавшая Лидия Плетнёва является преступницей-рецидивисткой.

Галина Польских в фильме "Ночное происшествие", 1980
Галина Польских в фильме "Ночное происшествие", 1980

Как и у героини Валентины Токарской в "Деле №306" у Плетнёвой оказалось много имён. Она же Галина Семёновна Укладова, она же Валентина Николаевна Худякова, она же Позднякова, она же Кузяева. При этом перечислении сразу вспоминается разговор Жеглова и Шарапова во время изучения картотеки из "Места встречи": "Ларинчева... Маня... А ну-ка проверь - она же Анна Федоренко, она же Элла Кацнельбоген, она же Людмила Огуренкова, она же Изольда Меньшова, она же Валентина Панеяд". Главную роль уголовницы в "Ночном происшествии" неожиданно исполнила Галина Польских, для которой это был полный разрыв шаблона. Зритель привык её видеть совсем в других образах положительных девушек, а потом женщин, жен и матерей. Тем приятней было отметить, что актриса оказалась способной на перевоплощение.

Антонина Дмитриева в фильме "Следствие ведут знатоки. Дело №19. "Пожар", 1985
Антонина Дмитриева в фильме "Следствие ведут знатоки. Дело №19. "Пожар", 1985

Ну а что же культовый сериал "Следствие ведут знатоки"? Женщины выступали здесь в качестве главных отрицательных персонажей крайне редко. Неплохо смотрелась расхитительница черешни и помидоров Чугунникова (Евгения Уралова) в деле "Из жизни фруктов". Любопытно, что одна и та же актриса Антонина Дмитриева дважды появилась в отрицательном образе в этом сериале, хотя сама артистка чаще играла роли положительные. Так, в деле "Несчастный случай" про расследование ДТП она предстает в образе сотрудницы конторы по озеленению, которая намеренно даёт ложные свидетельские показания сама и подталкивает к этому коллег, чтобы отмазать от уголовной ответственности начальника, в которого она влюблена ("из женской ослеплённости"). Но настоящую злодейку Антонина Дмитриева играет в деле "Пожар". Её начальница склада Уварова подпалила склад своей подруги Стольниковой (Наталья Тенякова), чтобы присвоить большое количество государственного добра. В конце этого дела мы слышим небольшую исповедь, в ходе которой преступница рассказывает следователю Знаменскому о том, как она дошла до жизни такой. Дмитриева играет прекрасно, а ее стоны и хриплое "Ненавижу!" в адрес Знаменского, добравшегося до тайной кубышки Уваровой, достойно венчают фильм.

А какие женщины-злодейки в советских фильмах больше всего запомнились вам?