Посмотрел первый сезон сериала «Один из нас» (или правильнее «Последние из нас») от HBO. Экранизация довольно популярной игры студии Naughty Dog разработанная под руководством геймдизайнеров Нила Дракмана и Брюса Стрэйли. Игра, которая помимо увлекательного геймплея и игровой механики выделялась отличным художественным сценарием и напряжённой драматургией с шокирующим финалом. То есть самодостаточный продукт, не требующий никакой адаптации, но в то же время идеальный экземпляр сделать из него художественное произведение. Хотя та культовость, что приобрела игра, уже говорила о том, что если и делать экранизацию, то к разработке нужно подключать действительно талантливых и ответственных авторов. И когда на горизонте замаячило имя создателя «Чернобыля» Крэйга Мэйзина и три большие буквы HBO, то стало сразу ясно, что нас ждёт, возможно, не шедевральная, но точно крепкая художественная адаптация.
В итоге так и получилось. Крэйг Мэйзин и Нил Дракман почти дословно перенесли сюжет и ключевые сцены игры в сериал с некоторыми косметическими изменениями и дополнениями. По сути, Дракман наращивал объём в трактовках и расширял бэкграунд персонажей, а Мэзин выравнивал сюжет в более реалистичном русле и устранял условности игрового мира. В каком-то роде Мэзин пошёл в нарративном плане дальше и сделал из локальной истории про Джоэла и Элли историю о людях в мире после Апокалипсиса. Что первоначально выглядело амбициозно и любопытно, но в контексте всего сезона идея приобрела сомнительный исход.
Конечно, охота петь проекту лишь дифирамбы, так как мне очень понравился сериал, но смотреть на те спорные драматургические тропы, который выстроил Мэзин — нельзя. Например, возьмём третью серию, которая сама по себе выглядит прекрасна (одна претензия: прекратите так часто использовать музыку «On The Nature Of Daylight» Макса Рихтера), но, когда видишь, что под финал сериал теряет стройность, становится обрывистым и скомканным, то возникает резонный вопрос: а так ли сильно нужен был такой подробный сегмент истории про Билла и Фрэнка, если вместо этого можно было детальнее раскрыть отношения Джоэла и Элли. Даже при том, что Педро Паскаль и Белла Рэмзи великолепно играют и между ними выстроена идеальная химия, но вот из-за таких отступлений, совместных сцен у Паскаля и Рэмзи в сериале остаётся очень мало. Авторам элементарно не хватает времени прописать их связь достовернее и прочнее. Экранизация дополнения Left Behind, которой уделили всю седьмую серию, замедляет не только темп истории, но и мешает наращивать драматичность происходящего в настоящем. То есть четверть первого сезона уделено не тому, чтобы раскрыть мир и двигать основной сюжет, а тому, чтобы глубже обнажить побочную драматургию, которая не имеет никакого веса для конечного результата. Конечно, после такого не удивляешься, почему финальная кульминация из игры эмоционально тебя не цепляет в сериале. Причина вновь в скомканности и спешности.
Но я вовсе не планировал ругать тут сериал, хотя так получилось. «Один из нас» в действительности замечательное произведение, а на уровне идеи и мыслей отлично структурированное. О том как прошлые травмы убивают внутри человечность и не позволяют преодолеть личный апокалипсис, чтобы победить глобальный, исполнено талантливо. И финальная тема про эгоизм, конечно, в игре была представлена безукоризненно, но в сериале она также зарождает неоднозначный дискурс. В каком-то роде конец первого сезона у меня неожиданно с коррелировался с новым фильмом Шьямалана «Стук в хижине», где развивается похожая тема только с более гуманистическим посылом.
Если вам понравилась это статья, пожалуйста, делитесь, подписывайтесь, лайкайте, а также читайте: