Автор Екатерина Смоленская и Александр Кечик
Мы продолжаем разбирать творчество одного из известнейших российских фантастов современности, написавший знаменитые «Дозоры». Предыдущие части можете читать по ссылкам:
Карл у Клары…
Другие произведения, в которых можно усмотреть неоригинальность, - это дилогия романов “Черновик” и “Чистовик”. В первом герой осознает, что стирается из реальности, как в книге Нила Геймана “Никогде”. А роман “Чистовик” довольно сильно напоминает книгу “Карантин” Грэга Игана. Научно-фантастический фон этого произведения - квантовая физика, ее восприятие, влияние на мир и последствия. В романе Лукьяненко очень похожая проблематика, явно навеянная Иганом. Персонажи “Чистовика” существуют во множественной реальности и заменяются версиями из других квантовых миров - у Игана было практически то же самое.
Есть у Лукьяненко и открытые цитирования. Например, герои книги “Царь, царевич, король, королевич”, написанной в соавторстве с Юлием Буркиным, попадают в литературные миры других писателей. Однако это сознательная пародия: чужие тексты используются для создания эффекта гротеска и игры с читателем.
Еще одно проблемное сочинение Лукьяненко, которое спровоцировало скептический взгляд на его литературу, - это роман «Звёзды — холодные игрушки». Уже заглавие книги вызывает в памяти роман Роберта Хайнлайна “Луна - суровая хозяйка”. При этом сама идея книги перекликается с циклом американского писателя-фантаста Дэвида Брина «Сага о Возвышении». Осознавая это сходство, Сергей Лукьяненко указал, что проект советского космического челнока «Спираль», который он предлагает в книге, – был подсказан реальным одноименным проектом.
Заключение
В одном эпизоде романа “Черновик” писатель-фантаст Мельников жалуется, что никто не помнит классику: “Процитировал Стругацких без кавычек, сделал, так сказать, литературный комплимент - а читатели стали хвалить фразу как мою”. Это действительно фантастика: ведь в реальности читатели замечают все цитаты и заимствованные сюжетные ходы и обвиняют автора в плагиате. Получился почти комплимент хЭйтерам: классику они точно помнят.
Конечно, произведения Лукьяненко нельзя назвать плагиатом. Ничего незаконного он не совершал. Сюжетов, идей и концептов в литературе, как и в других видах искусства, - ограниченное количество, а значит, повторов не избежать. Писатель имеет право работать с традицией так, как ему хочется, переосмыслять чужие произведения и вступать в дискуссии с другими авторами. Все это позволяет литературе жить и развиваться. Но когда творчество превращается в сплошное “цитирование без кавычек”, это вызывает закономерные вопросы: а есть ли у автора собственные оригинальные идеи?
Как вы относитесь к творчеству Лукьяненко? Как думаете, можно ли заимствовать чужие идеи?
В любом случае Лукьяненко - большой знаток научной фантастики. Ведь необходимо понимать, из каких культовых книг можно позаимствовать удачные образы.
Мы не обещаем, что после наших курсов-саммари по литературе вы начнете писать собственные бестселлеры. Но гарантируем: в жанре научной фантастики вы разберетесь досконально и точно пополните свой список книг для чтения.
Курс-саммари «Научная фантастика: на грани вымысла и реальности» даст вам системные и проверенные знания о литературном процессе. Просто слушайте фоном всего за 300 рублей.