Во втором квартале 2022 года банк Credit Suisse заморозил связанные с Россией активы на сумму в 10,4 млрд швейцарских франков во исполнение режима санкций против нашей страны.
А уже в четвертом квартале из-за утраты доверия со стороны клиентов банк Credit Suisse столкнулся с беспрецедентным оттоком капитала. К концу квартала объемы депозитов сократились на $149 млрд. Только за последние три месяца 2022 года клиенты сняли со счетов $100 млрд. Арифметика получилась явно не в пользу банка. Прикарманили 10 миллиардов — потеряли 150! Хорошей сделкой это трудно назвать.
И где нонче сей банчок-с? А фсе, нетути!
Что же произошло и почему? А то, что миф о швейцарских банках, в которых ваш капитал надежно и навсегда скрыт от всего мира, окончательно развеялся.
В принципе, швейцарцев нагнули уже довольно давно. Если раньше никто даже подумать не мог о том, что информация о хранимых на счетах и в банковских ячейках активов самых секретных банков в мире будет хоть как-то скомпрометирована, то сейчас уже только глухой или слепой не знает о том, что все транзакции давно прозрачны для американских хозяев.
Долгое время многие предпочитали закрывать на это глаза и считать, что уж его-то это не коснется, да и не было еще прецедента, когда счета арестовывались не по решению суда, а исключительно по мановению пальца чиновника. Но теперь весь мир воочию увидел, что деньги, лежащие на счетах в Европе, в любой момент могут быть заморожены (читай — украдены).
Станет какой-нибудь богатенький Буратинка (произвольной национальности, юрисдикции и степени прозрачности капиталов) после этого тащить свои «три сольдо» в банк, который может попросту эти деньги зажилить по первому же удару плетью из США? Естественно, нет. Клиенты увидели четкий сигнал — «не влезай — убьет!» А те, кто уже вляпался, перегоняя друг дружку, кинулись вылезать оттуда, пока не поздно.
Швейцарские банки в финансовом мире теперь еще долго (если не навсегда) будут считаться прокаженными. Один из руководителей заявил, что инвесторы теперь будут смотреть на эту горную центрально-европейскую страну как на "финансовую банановую республику".
И если раньше условные арабские шейхи и китайские миллионеры тащили свои денежки и пачками рассовывали по разным европейским столицам, то теперь у них для этого есть Дубай, который тихой сапой (недавно рассказывал, что это такое) подкрался к международным финансовым столицам и явно занял среди них одну из лидирующих позиций.
Страна, которая еще 30 лет назад не представляла из себя ничего, кроме как источник нефти, сегодня опустила ее процент в ВВП с 80 до 23, и упорно продолжает снижать эту цифру. Зато такой бум рынка недвижимости и банковских услуг, которые предоставляют сегодня в ОАЭ, в мире не происходил уже давно.
Так бравые американцы буквально за год надолго и всерьез избавились от своего главного экономического конкурента — Европы. Сначала ей перебили ноги — лишили дешевой энергетики (а это залог развития любой страны), теперь — контрольный выстрел в голову — развал банковского сектора (крах Credit Suisse — только начало).
В этих условиях нам бы взяться за голову и вовсю пользоваться моментом. Снижать процентную ставку, развивать бизнес (особенно средний и малый), убирать зависимость от нефти и газа, как сделали в ОАЭ, и много чего еще.
Остается вопрос — есть кому это делать? Или, как и раньше, на важнейших постах будут сидеть чубайсины дети, главная задача которых — наворовать побольше и сбежать за границу?
Хочется верить, что люди найдутся, и кое-кто перед уходом захочет оставить о себе память на века, а не проклятие до седьмого колена.
Ждем-с!