Всякий, кто подумает, будто получить водительское удостоверение в России очень сложно, должен вспомнить будни водителей лондонского черного такси (или кэба). Профессия водителя кэба считается одной из самых почетных и таким водителем может стать не каждый, но обо всём по порядку.
Пра-пра-прадедушкой лондонского кэба была повозка, запряженная лошадью и называлась она hackney carriage или наёмный экипаж. Кстати, так до сих пор называют лондонские кэбы, но только в кругу коренных лондонцев. Теперь вы это тоже знаете, и в следующую поездку в Лондон сможете сказать: "А подайте-ка мне хакни кередж к крыльцу!"
Как глава лондонской полиции посадил водителей за парты
Со временем повозки менялись, как и менялись их названия - кередж, ка(э)бриолет, кэб. Сегодня, сидя на прохладной обивке мягкого сиденья кэба, можно проехать по знаменитому Гайд-парку, а в 17 веке власти Лондона вынуждены были запретить наёмным экипажам въезжать в парк. Причиной стала довольно шумная компания женщин, которые своим вызывающим поведением спровоцировали этот запрет. Властям понадобилось почти 200 лет, чтобы сменить гнев на милость и разрешить наёмным экипажам снова въезжать в Гайд-парк. Благодаря этой милости в Лондоне появилась особая группа людей - водители лондонских кэбов.
В 1851 году в Гайд парке был выстроен Хрустальный дворец (кстати, из листового стекла, деревянных рам, железных балок и чугунных опорных стоек), и во дворце этом проходила всемирная выставка. Надо ли говорить, что выставка значительно повысила доход лондонских извозчиков, количество которых к этому событию значительно увеличилось. Но много не значит хорошо, и глава полиции Лондона Сэр Ричард Мэйн пришёл в ярость, когда узнал, насколько плохо извозчики знают свой город. Так выставка в Хрустальном дворце стала причиной появления особого экзамена для водителей кэбов. Спустя несколько лет дворец сгорел дотла, а экзамен на знание Лондона существует по сей день.
Тот, кто хочет управлять кэбом в Лондоне, должен знать каждый поворот и закоулок в радиусе почти 10 км от станции Чаринг-Кросс - это тысячи улиц и достопримечательностей, магазины, театры, музеи, отели. Но просто знать дорогу недостаточно. Знание самого короткого пути из любой точки А в любую точку Б - вот высший пилотаж и основное требование для водителей.
Сидя на заднем сиденье кэба можно расслабиться и разглядывать улицы: вы не услышите вопросов водителя, о том, как проехать к нужному вам адресу и не увидите включенного навигатора, который поставленным голосом будет советовать повернуть направо или развернуться. Водитель сам может стать таким навигатором, ведь он - кладезь энциклопедических знаний об улицах Лондона.
Я б в водители пошёл - пусть меня научат!
Каждый кандидат на лицензию водителя кэба получает руководство по изучению Лондона или знаменитую Синюю книгу (Blue book). С этой книгой он проведет последующие 3-4 года своей жизни, пока не изучит досконально:
- 320 маршрутов сквозь Лондон
- все дороги и ориентиры в радиусе 500 м от начальной и конечной точек каждого маршрута.
- 25 дополнительных маршрута по окраинам Лондона
Примерно через полгода кандидатам предлагается сдать пробный экзамен по первым 80 маршрутам - этот экзамен сдаётся по желанию. Далее следуют обязательные: письменный тест, серия устных собеседований и отдельный экзамен на знание пригорода.
Как они это делают? Запомнить такое количество улиц, домов, поворотов и светофоров, казалось бы, не по силам обычному человеку. Возникает подозрение в избранности водителей лондонских чёрных такси.
Кстати, британские ученые доказали (и это не шутка), что у водителей лондонских кэбов самый развитый гиппокамп - отдел мозга, отвечающий за кратковременную память и за последующий перевод информации в долговременную память.
Помню, как в Лондоне часто видела мужчин и реже женщин на мопедах, которые то и дело останавливались, чтобы заглянуть то в карту, то в книжку - это и были те самые люди с мега-мозгом, которые изучали 320+ городских маршрутов.
Учитывая все временные, умственные и эмоциональны затраты, неудивительно, что до заветного значка водителя кэба доходят не все. Это значит, что среди водителей нет случайных людей, равнодушных к своей профессии.
Конечно, стоимость проезда в кэбе дороже, чем в рядовых такси, зато в высоком качестве вашей поездки водитель поклялся на Синей книге знаний о Лондоне.
Меня зовут Елизавета, я прожила в Лондоне 4 года и вернулась в Россию. Моих историй об этом удивительном городе хватит на 7 жизней.
Рада делиться ими на своём канале :-)