Франция бушует. Полиция подсчитала, что только в день 17 марта в демонстрациях участвовало более миллиона человек, тогда как в самые острые дни выступления «жёлтых жилетов» в 2018 г. собиралось около 100 тысяч участников. Профсоюзы и даже часть депутатов призвали к общенациональной забастовке 23 марта. Против чего выступают французы?
Если реформа пройдет, французы станут выходить на пенсию в 64 года поэтапно, каждый новый год срок будет увеличиваться на 3 месяца, и так до 2030 г. Трудовой стаж, дающий право на пенсию, поднят до 43 лет, зато минимальные выплаты по старости поднимут до 1200 евро. Президент Эммануэль Макрон заявил, что реформа – дело решенное, протестующие ничего не добьются. Профсоюзы заявляют, что забастовки могут стать бессрочными.
Власти пошли на хитрость: 17 марта законопроект должен был быть поставлен на голосование в нижней палате французского парламента, но правительство воспользовалось правом принять закон в обход нижней палаты. Ответ был жёстким: и население, и оппозиция требуют отставки президента Макрона, ставя ему в вину то, что он заботится о крупном капитале больше, чем о простых гражданах – чтобы заинтересовать инвесторов, Макрон отменил 75-процентный налог на имущество, снизил ставку налога на доходы с капитала, но социальный налог распространили на все доходы, в том числе на пенсии по старости. Льготы – буржуям, а с народа драть!
Пока президент отмалчивается, но очевидно, что полиции дано указание задавить протесты: если раньше заливали водомётами, пугали шумовыми гранатами и газом, то теперь спецназ откровенно избивает всех, кто попадается на улицах, тысячи человек арестованы. В ответ – громят элитные магазины, жгут дорогие машины.
Оппозиция режет «правду-матку»: «Макрон выстроил себе вертикаль власти, которой он уже откровенно злоупотребляет». А дальше лидер оппозиции произносит слова, после которых понятно, почему у нас не должно быть «как во Франции»: «Простые люди избрали власть, но они имеют полное право изменить свое мнение и потребовать отставки правительства».