Шаман камень – явление многослойное. Начнем с самого простого слоя – животных. Это могут быть священные животные, которые подарены богу и отпущены в стадо (Изыхи) или животные, которые принесены в жертву на этом алтаре. Или животные, которые выполняют вспомогательную функцию в композиции, например, везущие колесницу.
Колесница, возможно, связана с Ашвинами. Эта пара согласно текстам Ригвед привозит в своей колеснице богов (трижды по 11) или Сурью, или богатство.
У колесницы колеса разные. Можно предположить, что одно их них символизирует солнце, а второе – луну. В шаманском погребальном орнаменте кудинских бурят солнце и луна изображены в разных концах Ширэ (престола). Между ними находятся человечки – это стилизованные шаманские трезубцы. Такой вид шаманизма Е.А. Алексеенко описывает у кетов. На таком трезубце делались еще поперечные жердочки, куда усаживались духи - все как на рисунке. Но кетский шаманизм был связан не только с Луной и Солнцем. Венера считалась главной из шаманских планет. Таким образом, разные круги могут символизировать разные небесные тела. Например колесо с 17 спицами вряд ли следует отождествлять с солнцем или луной. Здесь какой-то другой цикл. А вот колесо с пятью спицами вполне соответствует идеям китайского зодиака.
Есть один символ с точками. Аналогичный найден на шаманском скале в районе села Большой Монок. Крест типа свастики в древнекитайском языке означал колдуна. Что означали точки – еще не отгадал. Но аналогичный символ есть в тибетском письме. Его называют kuru-kha-bzhi-mig-can.
Изображение ножей объясняется верой, согласно которой нож и вообще оружие считалось продолжением бога. С помощью оружия бог забирал себе жертву. Перед сражением армию противника могли принести в жертву, чтобы заполучить бога в союзники.
На алтаре жертву также закалывали особым ножом. Прежде с ним проводили обряды, пробуждения (освящения), соединяя его с богом. Вероятно, на шаман-камне выбиты изображения ножей, которые здесь освящали. Они стали божественным оружием, по сути, переносимым богом. Его можно было поставить в любом месте и молиться как алтарю. Или воткнуть в землю и вокруг него построить храм своего бога и в храме будет его частичка.
Есть на камне изображения личин, масок. Они похожи на лик бога Маке маке, распространенного по всей Океании. Его символизм можно распознать во многих религиозных традициях.
Теперь когда мы сняли пену, перейдем к содержанию. Шаман – камень – это место силы. Из него сделан проход или проходы в иные миры. Технику шаманского путешествия через такую дверь я уже объяснял. Весь символизм на шаман-камне – это заигрывание с силой плюс несколько точек, которые являются входом (дверью).