Современные автомобили могут похвастаться различными электронными ассистентами. В их числе и система автоматической парковки. Она призвана помочь человеку за рулём обнаружить подходящее парковочное место и аккуратно занять его. Медиа Про разбирается, насколько совершенны нынешние парковочные автопилоты и могут ли они быть полезны опытным водителям.
Автопарковщик. Начало
Серийный автопарковщик дебютировал в 2003 году на гибриде Toyota Prius для японского рынка. И хотя система собрала немало оваций (журнал Time даже назвал «автопилот» изобретением года), революции она не совершила. Траекторию движения «Приуса» нужно было задавать вручную при помощи виртуальных стрелок на экране. И только затем автомобиль, «опираясь» на камеры и датчики в бамперах, начинал самостоятельно вращать руль.
Следующий большой шаг в развитии парковочных автопилотов сделал Volkswagen. В 2006 году немцы начали оснащать компактвэн Touran системой Park Assist. В отличие от японской разработки, она не требовала от водителя указания траектории, а полностью полагалась на ультразвуковые датчики по периметру кузова. Однако корректность работы также оставляла желать лучшего.
Широкое распространение
Фактически парковочные автопилоты превратились из имиджевой опции в полезный прикладной инструмент лишь к началу десятых. Производители научили электронику не бояться тесных пространств (до полуметра к длине кузова), парковать автомобиль не только параллельно, но и перпендикулярно. А в редких случаях и вовсе справляться с задачей без водителя за рулём. Дебютировавшую в 2015-м «семёрку» BMW в кузове G12 можно припарковать с помощью кнопок на ключе-брелоке.
AR-навигация и не только: технологии в автомобиле будущего
Как это работает?
Принцип действия парковочных автопилотов более-менее одинаков. А разница между системами премиальных и сравнительно доступных массовых моделей (к примеру, автопарковщик нередко встречается на Ford Focus и Skoda Octavia, достаточно популярных в службе такси) — в нюансах. Вот из каких компонентов состоит любой парковочный ассистент:
- ультразвуковые датчики,
- выключатель,
- электронный блок управления,
- исполнительные устройства.
По земле, воде и воздуху: 5 необычных такси со всего мира
После активации водителем системы автоматической парковки (обычно это нажатие кнопки) ультразвуковые датчики по периметру автомобиля начинают сканировать окружающее пространство. Блок управления принимает сигналы от датчиков и преобразует их в управляющие воздействия на исполнительные устройства — коробку передач, электроусилитель руля и тормозную систему.
Нюансы и выводы
Современные системы автоматической парковки умны и проворны. Ассистенты способны самостоятельно найти слот и припарковать машину — как параллельно, так и перпендикулярно дороге. Однако до уровня опытного водителя электронике ещё далеко. Даже в тепличных условиях, когда свободного пространства с избытком, на выполнение манёвра у автопилота уходит минимум 40 секунд — в несколько раз больше, чем требуется человеку.
Техосмотр для легкового такси: что нужно знать водителям в 2023 году
Есть и другие минусы. Большинство парковочных ассистентов не готовы к внештатным ситуациям. К примеру, если во время манёвра на месте предполагаемой парковки появится человек, автопилот в лучшем случае остановит машину и отключится. В худшем дело закончится наездом. Загрязнённые или покрытые мокрым снегом датчики зачастую работают некорректно. Наконец, парковочный автопилот — «лишняя» высокотехнологичная опция, которая может потребовать серьёзных вложений при поломке.
Учитывая все эти обстоятельства, заказывать подобного ассистента имеет смысл лишь неопытным водителям. Но даже в этой ситуации рассчитывать придётся в первую очередь на себя.