Оглянитесь вокруг. На дворовой парковке, или на дороге во время поездки. И вы увидите, что вас окружают автомобили из так называемых «недружественных» стран. Лишь изредка мелькнет в потоке машина с шильдиком означающим принадлежность к бренду из Поднебесной.
Автомобильный парк - это очень консервативный объект, имеющий весьма высокую инерционную составляющую. Понятно, что автомобиль покупается на несколько лет, если не сказать десятилетий, для владения и эксплуатации. Потому, когда весной прошлого года Постановлением правительства РФ был обнародован список «недружественных» стран, оказалось, что автопарк Российской Федерации, за исключением российских марок, состоит фактически полностью из брендов именно этих стран.
Не мы первыми оказались в подобной ситуации. Наверняка, многим известно, что когда на Кубе произошла революция Фиделя Кастро, автопарк этой латиномариканской страны сплошь состоял из огромных американских легковушек из 50-ых «бьюиков», «линкольнов», «шевроле» и т.п. Но затем Куба вступила в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и на остров Свободы стала поступать в больших количествах советская автомобильная техника, а также венгерская, чехословацкая и т.п. И сегодня парк этого островного государства представляется собой причудливую смесь американских, советских и прочих автомобилей из прошлого, а сегодня к ним добавились и китайцы. Правда, следует все же отметить, что на Кубе практически нет своего автопрома.
Российский парк также характеризуется медленными изменениями и сформировавшийся в нем за последние два десятилетия «костяк» автомобилей марок из недружественных стран еще долго будет доминировать в нем.
Сегодня во время визита тов. Си в Москву подтверждено стратегическое партнерство. Таким образом, КНР можно отнести в разряд дружественных стран, и проанализировать структуру российского автопарка с таких позиций. Пока в российском парке количество всех автомобилей китайских марок составляет чуть более 884 тыс. единиц, или чуть более 2%. То есть это каждый пятидесятый автомобиль российского парка на начало 2023 года. (диаграмма 1)
Если же сравнивать китайский сегмент с самыми популярными автомобильными брендами российского автопарка, то окажется, что всех китайских автомобилей меньше, чем насчитывается парк каждого из 10 самых распространенных марок зарубежных автопроизводителей. Это и понятно, поскольку они вкладывали в Россию огромные инвестиции, строили свои сборочные предприятия, вели нелегкую рыночную борьбу за увеличение своей доли в РФ.
Да что там бренды! Автомобилей KIA Rio и Hyundai Solaris в России больше, чем всех «китайцев» вместе взятых! Количество KIA Rio перевалило за один миллион, а Solaris насчитывается 915 тысяч.
Но вернемся к китайскому сегменту, который сегодня растет и увеличивает свою долю на российском рынке. Здесь наблюдается интересная марочная структура. Самый массовый бренд в парке легковых машин из Поднебесной — Chery. Он занимает 28% от всего объема китайских автомобилей в России, что в абсолютном выражении составляет 250 527 ед.
И в целом основной парк легковых автомобилей из Китая составили пять марок. Кроме Chery, это еще и Geely (177 619 ед.), ушедший в историю Lifan (150 875 шт.), Haval (105 586 авто) и Great Wall (100 677 шт.). (диаграмма 2)
Помодельный рейтинг до сих пор представляет собой смесь новых и старых китайских машин, ввезенных еще в прошлое десятилетие. Самым распространенным китайским автомобилей в России остается Chery Tiggo. Второй по распространенности китайский автомобиль в стране — это внедорожник Great Wall Hover. На третьей и четвертой позиции китайских лидеров входят давно ушедшие кроссовер Lifan X60 (52 836 ед.) и седан Lifan Solano (49 938 ед.). Замыкает ТОП-5 современная модель Chery Tiggo 7 Pro (37 503 авто).
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz