Ранее я уже представлял первый том этой книги, поэтому типовая аннотация будет короткой. Книга все еще остается новой, но уже стала сразу раритетом и редкостью, несмотря на стоимость.
Итак, представляю очередную книгу из моей библиотеки, которую я приобрел их за личные средства, не пожалев достаточно крупную сумму. Высказанное мнение о книге - это мнение частного лица, читателя, не эксперта в области истории ВМФ, и не мнение "официального историка", признанные раскрыть сущность, достоинства или недостатки издания, глубину раскрытия темы, новизну, значимость и наличие ошибок и т.д. В основе оценки - субъективное мнение о книге в области, которая мне интересна, и которой я интересуюсь несколько десятилетий. Мое мнение может отличаться от мнения других читателей, и это нормально.
Итак, как вы уже поняли, новая монография, посвященная эскадренному броненосцу "Бородино" и частично - его "систершипам", включает в себя два тома. Содержание и впечатление по Первому тому вы можете найти ЗДЕСЬ. Да, разумеется, второй том - это не самостоятельная книга, вроде как, но тут я не удержался, так как издание действительно замечательное и каждый том требует к себе подробного внимания. Да, и когда будет думать о том купить или не купить, вернее - размышлять над стоимостью, то помните, что сумма, которая есть на сайте издательства "Морское наследие" (3700 рублей) - это стоимость книги в двух томах. К примеру на том же сайте есть книга про форт "Ино" - так она там продается по 4600! Не рекламирую, а предоставляю информацию, чтобы подумать. Но соглашусь - цены дикие, но видимо продавцам надо тоже "кушать". Переходим о второму тому.
Том именной - имеет собственное название: "По счету третий". Тираж такой же - всего 500 экземпляров, было бы странно если он был больше или меньше, хотя встречались и такие примеры. Итак, книга имеет следующие выходные данные - Кудрявский, А. Эскадренный броненосец "Бородино". - в 2-х томах. - Т.2.По счету третий/ А.Р.Кудрявский. - СПб: Морское наследие, 2022. -308 с. Интересно, что по объему - те же 308 с, что и первый том, завидное постоянство,) Название второго тома символично - очевидная отсылка к номеру в строю кильватера в ходе Цусимского боя. Книга продолжает освещать подробности строительства броненосца "Бородино" и его переход к месту сражения.
Как и первый том, книга имеет необычный стиль подачи материала, очень подробный, я бы сказал, дотошный. Казалось случаи описываемые на страницах книги не относят напрямую к теме, уж слишком они "мелкие", но нет - они и здесь нашли свое отражение, так как касаются непосредственно строительства корабля, да и нравов казенного судостроения и его порядки. Так первая глава второго тома начинается со случаев хищения отдельных деталей (медных компонентов водопроводной системы броненосца) и манометров. Тем самым показывая и доказывая насколько хищения были бичем судостроения.
Второй том, еще "бОльшая" КНИГА, чем первая - с большим количеством текста на странице, шрифт небольшой, поля умеренные - максимум места на странице - тексту! Никаких столбцов.
Нет, конечно иллюстрации есть, но их относительно не много, на страницах они не преобладают, а количество страниц, где нет иллюстрация - больше чем в первом томе. Причем изменился содержание фото - это все больше не фото корабля (хотя и это тоже присутствует), Основное количество фото - это фотографии членов экипажа, начиная с командира броненосца (фото в первом томе). Причем не просто фото и подпись должностного лица, а его краткая биография, и каждая такая подпись заканчивается фразой: "Погиб 14.05.1905." Пример оформления таких персональных данных ниже на фото страницы книги.
По структуре содержания во Второй том вошло три части: 1- Экстренная достройка, 2 - В Кронштадте, 3 - В составе эскадры, таким образом, этот том посвящен только завершению строительству корабля на заводе, переводу его в Кронштадт и совершению перехода на Дальний Восток. Из 230 страниц основного текста, 110- это третья глава, на описание боя из которой выделено 14 страниц. Много или мало - каждый решит сам, но то что там очень емкий материал, особенно если учесть что корабль погиб со всем архивом и всеми документами, как и погиб флагман, где тоже могли быть оригиналы документов. Как уже отмечал, материал подается максимально подробно, с деталями цитатами, выписками из журналов МТК, переписками, рапортами, высказываниями тех или иных должностных лиц, воспоминаний, дневников, выписками из вахтенных журналов кораблей которые уцелели (например, крейсера "Аврора", сопровождающих транспортов), копии приказов, которые сохранились в разных архивах на момент перехода к Цусиме.
Повторюсь, все написанное читается не просто, требуется сосредотачиваться и концентрировать внимание, где то делать пометки. Интересно (но это может понравиться не всем), что автор работая с архивными документами иногда и сам вступает "в полемику", задает риторические вопросы, обращая внимание на отдельные моменты. Это тоже следует учитывать. Пересказывать текст книги не буду - ее следует читать, причем не просто "читать", а изучать. К сожалению автор по тексту делает много примечаний - их в данном томе 597, но это всего лишь отсылка к какому то том из РГАВМФ или РГИА, например, "РГАВМФ. Ф417.Оп.1.Д.3084.Л.36", вот пойди разберись что там есть еще. Но думаю специалистам будет все понятно. Парадоксально, но ссылок на какую то другую, ранее опубликованную литературу по данной теме здесь вы не найдете.
Параграфы глав второго тома, так же как и в первом томе, выстроены в общей хронологии, но посвященные той или иной определенной проблеме. Среди них есть место и новым винтам, и переходу в Кронштадт, и вводу в док (очередность которой представляла сплошную чехарду), проведению испытаний, практическим плаваниям. Есть даже отдельный параграф по гребным и паровым судам броненосца, но не думайте что здесь просто перечислен состав всех дополнительных плавсредств корабля - там отдельная история, достойная самостоятельной книги (по меньшей мере - статьи) о том как строились и принимались эти катера и шлюпки.
Учитывая что корабли уже были почти построены и достраивались, то чертежей корпуса и отдельных элементов и механизмов броненосца во втором томе нет. Но есть копии схем построения 2-й эскадры при действии в Цусимском проливе и перед ним - это схематичные приложения к приказам Рожественского, строи кораблей 10,11 и 12 мая, и даже несколько схем 14 мая 1905 года - все схемы из РГАВМФ.
Отдельно следует отметить внимание автора к человеческим судьбам, это видно практически постоянно, так Андрей Русланович через всю книгу провел Семена Ющина, с которым можно было встретиться и в бытность им в составе 18-го флотского экипажа, и в последующие события вплоть до гибели. Да и кроме Ющина, автор прослеживает и раскрывает достаточно много тех или иных офицеров и матросов, которых судьба связала с броненосцем "Бородино", параграф "Будни службы" как раз наполнен такими подробностями. Нельзя не отметить, что это достаточно необычный ход для книг такой направленности - виват автору!
А вот качество имеющихся фотографий не высокое, что удивительно. При этом в книгу не включена ни одна фотография которая ранее была бы где-то использована в литературе. Ну ладно, может какие и были где уже - но я таких не нашел, большинство фото - любительские, отсюда и качество. А фотографии членов экипажа так после гибели корабля вообще практически всем миром собирали!
У книги богатое приложение и необычное к тому же. Кроме вполне обычного приложения № 1"Устройство эскадренного броненосца "Бородино" и № 3 - "Список погибших на эскадренном броненосце "Бородино" 14 мая 1905 года - наличие которого можно считать обычным для подобных изданий, представлено № 2 - "Финансирование эскадренного броненосца "Бородино" и № 4 - "Указатель биографий и фотографий строителей, офицеров и кондукторов эскадренного броненосца "Бородино" (со ссылками на архивы). Например, из этих данных можно получить следующие цифры - из ассигнованных 7228973 рублей 83,5 копеек броненосец "Бородино" обошелся казне в 7 073754 рубля 96 копеек. Как то так.
Итак будем заканчивать. Оформление текста оставляет хорошее впечатление: белая плотная бумага, четкая печать, но шрифт мелкий - кому то не понравится. Читается книга немного "вязко" - много информации и отступлений, дополнений, и надо быть готовым к тому, что автор часто не скрывает своего мнения, анализирует ситуацию, поступки, событий, в том числе бой, обращает внимание на те или иные особенности, заставляет задуматься. Воспринимать это не просто, но интересно.
Качество подачи иллюстраций - чуть хуже текста, но на фоне преобладающих сейчас на книжном рынке "Фотоальбомов-книг" это скорее достоинство. Книга выполнена в серийном оформлении: переплет яркий, цветной, серийная обложка, переплет крепкий (твердый, прошитый и клееный). В целом очень солидная и неординарная книга. Да, книга дорогая, но она того стоит, уж лучше шестого издания книги про "новики". Буду заканчивать, тем более что впереди нас ждет еще и "Александр Третий", а нему надо подготовиться.
Не рекламирую, не даю рекомендаций "купить/не купить". Решать вам, друзья. Я пояснил и минусы и плюсы, причем они - СУБЪЕКТИВНЫ. У книги главный недостаток - она продается за очень высокую цену. С одном стороны понимаешь, что она стоит своих денег, с другой - не хочется что бы на тебе наживались продавцы. А вот автор заслужил уважение и вознаграждение однозначно!
Друзья, а кто из Вас уже купил эту книгу? Как ваше впечатление о ней? Делитесь в комментариях, ваш мнение интересно, может я упустил что либо в обзоре, или был предвзятым. И конечно, не пропустите следующие обзоры.
Приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как ресурс малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента. Возможно там будем записывать обзоры в видеоформате