«Мой дядя самых честных правил...» — кто из нас не помнит волшебные строки пушкинского романа в стихах. Но есть кое-что, ускользающее даже от внимательных читателей. Рассказываем пять малоизвестных фактов о «Евгении Онегине», первое полное издание которого вышло 20 марта 1833. Проверьте, как хорошо вы знаете контекст и историю романа.
Ради выгоды: публикация романа по частям
Не секрет, что Пушкин был далек от финансового благополучия. С денежными затруднениями в семье поэта связана публикация романа не целиком, а по частям: так было выгоднее. Первые главы к моменту публикации всего романа успели издать дважды. Полный гонорар за «Евгения Онегина» составил 12 000 рублей. В 2016 году сотрудники Счетной палаты РФ подсчитали: в наше время Пушкин получил бы примерно 10,5 миллионов рублей. Правда, в качестве мерила почему-то взяли килограмм мраморной говядины, хотя в самом романе упоминается «roast-beef окровавленный».
Второе полное издание романа вышло накануне гибели поэта, в январе 1837 года. Огромный для того времени тираж в 5 000 экземпляров (по пять рублей каждый) раскупили за неделю. И хотя жене и детям после смерти поэта остались одни долги в сумме около 138 000 рублей, мы с вами знаем: «Евгений Онегин» бесценен. А долги поэта император Николай I приказал покрыть из казны.
Срок работы: долгих семь лет
Прочитать «Евгения Онегина» можно за пять-шесть часов. На создание же романа Александр Сергеевич потратил 7 лет, 4 месяца и 17 дней. Первые строки поэт написал 9 мая 1823 года в Кишиневе, а завершил работу 25 сентября 1830 года в Болдино, в ту самую плодотворную для него Болдинскую осень. Разумеется, в перерывах между работой над романом в стихах Пушкин задумал и написал еще множество произведений: даже гений не мог содержать семью столько времени на доходы от одного романа.
Секрет прогулок на Невском проспекте
«Евгений Онегин» по количеству скрытых деталей и наблюдений напоминает шкатулку с сокровищами. Вот, казалось бы, простые строки из первой главы:
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
За ними скрывается картина жизни аристократов тех времен: только они могли себе позволить поздно вставать. За утренней чашкой кофе следовала прогулка, излюбленным местом которой в Санкт-Петербурге были Невский проспект и Английская набережная.
Задавал тон сам император Александр I: «В час пополудни он выходил из Зимнего дворца, следовал по Дворцовой набережной, у Прачешного моста поворачивал по Фонтанке до Аничковского моста. <...> Затем государь возвращался к себе Невским проспектом. Прогулка повторялась каждый день и называлась le tour impérial [императорский круг]. Какая бы ни была погода, государь шел в одном сюртуке...», —
отмечал Владимир Соллогуб, чиновник и писатель, в своих «Воспоминаниях». Императорский променад собирал толпу зевак, среди которых, судя по времени, Пушкин и поместил Евгения Онегина.
Подтекст фамилий Онегина и Ленского
Пушкин любил играть с читателями: в тексте романа много намеков, исторических и бытовых деталей и отсылок. Фамилии главных героев тоже не случайны: они подчеркивают выдуманность персонажей. Каким образом?
Читатель века 19 легко бы догадался, в отличие от современного. Дело в том, что Пушкин постарался придать им сходство с дворянскими фамилиями того времени. Топонимические фамилии, как и производные от названия поместья, действительно не были редкостью. Суть игры в том, что называться дворянин мог лишь по полностью принадлежащему ему объекту, а большие реки Онега и Лена, естественно, не могли принадлежать одному человеку. Деталь намеренно подчеркивает собирательность образов.
Тайна финала романа
Восьмая и последняя из известных большинству читателей глава романа заканчивается в марте 1825 года. Что случилось дальше с главным героем, мы не знаем: Пушкин намеренно оставляет финал открытым. Известно, что поэт рассматривал идею сделать его декабристом или отправить воевать на Кавказ. Сохранилась девятая глава, посвященная путешествию Онегина по Российской империи, но не включенная Пушкиным в канонический текст романа. Десятая же, финальная глава была написана, но собственноручно уничтожена Пушкиным. Считается, что поэт вынужден был так поступить, опасаясь цензуры. Каков в итоге был авторский замысел, мы уже не узнаем.
Познакомиться с исторической атмосферой романа и увидеть портреты Александра Сергеевича и его знаменитых современников можно в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее и в музее Пушкина в Санкт-Петербурге. Банк ВТБ является давним другом и партнером этих музеев и поддерживает их культурные проекты.