Найти тему
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

К каждой гайке — свой подход! И ключ

Гараж-монтаж

Прошли те времена, когда машина чинилась одним набором в десять ключей. Сейчас наборы напоминают инструментальную хирурга Пирогова:

С отвёртками всё более-менее просто, с молотком — тем более, а вот ключей создана и широко используется целая армия. Иной человек, увидев необычный болт, и не знает, как называется ключ для него — то есть как искать. Для них эта статья.

Отвёртки тоже разнообразны — есть разные размеры, есть крестовые и плоские (иногда их зовут «на плюс» и «на минус»), бывает и экзотика вроде 3-лучевых, но сегодня — о ключах. Начнём с привычных ключей для 6-гранных гаек. Сперва расскажу о типах, а потом — какой тип для чего больше подходит.

-2

Как видите, все ключи разные. Четвёртый из них — торцевой, а остальные в целом называются очень редко звучащим термином «боковые», так как при работе располагаются сбоку от гайки. Верхний ключ — символ ремонта, рожковый. Как видим, он двойной — под гайки двух разных размеров.

Третий ключ — накидной, тоже двойной на разные размеры. Второй ключ — комбинированный, совмещает рожковый и накидной.

Рожковый и накидной
Рожковый и накидной

Как правило обе головки комбинированного ключа — на один размер: исключительно редко попадаются «кособокие» — обычно в специальных наборах для конкретной машины.

Пятый ключ — так называемый разрезной накидной, не самый ходовой тип. Четвёртый, как уже было сказано — торцевой, надевающийся на болт или гайку с торца. Причём торцевой шарнирный — обе головки стоят на шарнирах, что позволяет подлезать к труднодоступному крепежу.

Это всё — ключи, совмещающие в себе головку и вороток, то есть рукоятку, а есть ещё отдельные головки. К ним можно подобрать удобный для конкретной работы вороток.

-4

Это головки наиболее ходового стандарта DR, он же «квадрат», в них выполнено гнездо квадратной формы, в которое входит вороток. В гранях гнезда сделаны углубления, а на воротке есть подпружиненный шарик, удерживающий головку на воротке.

DR есть пяти стандартных размеров, данных в дюймах. Первые две головки — под вороток DR 1/4", он толщиной с простой карандаш, ходовой стандарт для тонких работ. В середине — стандарта 3/8", он с дамский мизинец. Правые — под 1/2", самый распространённый для силовых работ вроде ремонта легкового автомобиля.

Есть ещё стандарты DR 3/4" и 1", но дома такие встретишь редко — в основном таким тяжёлым инструментом лечат столь же тяжёлую технику вроде грузовиков.

Как видим, головки бывают обычными и глубокими, 6- и 12-гранными, а начиная с DR 1/2" бывают ударными. Глубокие позволяют достать гайку, навёрнутую на длинную шпильку, а также, например, вывернуть свечу зажигания — у неё ведь грани у основания. 12-гранные позволяют ловить и вертеть гайку более мелкими «шажками», что бывает важно в узких местах.

Ударные головки предназначены для работы с ударными отвёртками и гайковёртами, то есть с устройствами тангенциального (крутильного) удара. Их отличают мощное «тело» и чёрный цвет, а гнездо для сохранения прочности не имеет выемок — под западание шарика обычно сделаны два отверстия.

-5

Это самые «козырные» воротки — трещотки. При вращении в одну сторону трещотка «вертит» (работает как вороток), а в другую — «трещит» (проскальзывает), то есть гайку можно крутить простым качанием. На фото лежат удлинитель и трещотка на 1/4" (на жаргоне — четвертная), удлинитель и трещотка на 3/8" (три восьмых) и трещотка на 1/2" (полдюйма или одна вторая).

Большинство современных трещоток имеют перекидной флажок, переключающий направление, а у некоторых, в основном старых, направление выбирается выталкиванием вала на нужную сторону. Нередко на валу трещотки есть кнопка: при отпущенной шарик-фиксатор мёртво держит головку, при нажатой кнопке шарик отпускает головку без усилий. Удобно — нет риска оставить головку на грязном крепеже или уронить, зацепившись.

Кстати, дешёвые принадлежности DR часто расстраивают слабой фиксацией — это может превратить работу в мучение, недаром лозунг фирмы King Tony — enjoy your work, работай с удовольствием (не реклама, но я даже для дома не скуплюсь на их инструмент — к примеру, бокорезы перекусывают стальной трос как соломинку).

А воти принадлежности:

-6

Из этого снимка ясен один из главных плюсов торцевых головок — можно собрать ключ любой формы. Тут и угловой вороток, и переходник с шестигранника на DR 3/8", позволяющий ставить головки на шуруповёрт, и переходники с 3/8" на 1/4" и обратно...

Далее лежат карданный шарнир и сферический переходник — первый даёт большие углы, но норовит сложиться, а второй даёт всего 15 градусов свободы, но устойчив. Внизу — самодельная отвёрточная ручка на 1/4".

Какой ключ лучше? Обычно подход к крепежу позволяет выбрать, чем крутить. Рожковый помимо нагрузки на кручение — которая и нужна для отворачивания — неизбежно даёт на болт или шпильку ещё и нагрузку на изгиб, которая в тяжёлых условиях (к примеру, коррозия) может сломать крепёж. Кроме того, «рожок» работает лишь с двумя гранями гайки, поэтому нередко их срывает.

Накидной ключ работает со всеми шестью гранями, поэтому давление на материал ниже втрое и вероятность срыва куда меньше. Но нагрузка на изгиб никуда не девается, поэтому везде, где позволяет подход, лучше работать торцевыми ключами — они создают лишь крутящий момент. Например, латунные шпильки электроаппаратов боковыми ключами ломаются на ура, ту же панель генераторов самолёта боковыми ключами без ущерба перебрать архисложно:

Для тех редких случаев, когда требуется большой момент, но нельзя накинуть торцевой или накидной ключ, созданы разрезные накидные ключи — они надеваются на шпильку и надёжно вгрызаются в гайку. Мне приходилось резать надвое комбинированный ключ на 24 и прорезать окно в его накидной половине — получалась пара ключей для регулировки тяг трамвайных дверей.

Конечно, боковины такого разрезного ключа тоньше, чем заводского, и он менее прочен — но там больших моментов и не надо, зато такая пара ключей очень удобна и в работе, и в ношении. Ещё приходилось наискосок стачивать одну из сторон накидного ключа, чтобы он пролез в узкое пространство — для отворачивания гаек карданного вала «Жигулей». Рожковый срывал грани...

-7

А это — основные типы «хитрых» ключей, выполненных в виде головок. Первый — HEX, он же по-русски хекс, он же шестигранник, обозначается буквой Н и цифрой размера в миллиметрах — например, Н6. Второй — Torx или торкс, он же «звёздочка», обозначается буквой Т с цифрой.

Третий — так называемый обратный торкс, обозначается буквой Е. Четвёртый — 12-гранная звёздочка, обозначение — М. Бывают болты и гайки с наружными 12-ю гранями — к ним подходят простые 12-гранные головки.

Есть разные ужасы ремонта вроде 5-лучевых торксов или торксов со штифтом в центре, у них, по-моему, и обозначений единых нет... Приходится подбирать наудачу. Вот, например, набор угловых комбинированных ключей хекс — торкс, где у торксов есть углубление под штифт:

-8

А вот американская мечта — дюймовые головки:

-9

Они обозначаются в долях дюйма — 1/4, 5/16, 5/32... У них и шаг резьбы измеряется не в миллиметрах, а в витках на дюйм...

На этом краткий экскурс завершаю, напоследок — о самом огромном воротке с первого снимка. Это моментный ключ, он же динамометрический:

-10

На поворотной ручке есть шкала, а с торца — барашек для стопорения её в нужном положении. При достижении заданного момента затяжки головка ключа подламывается с ощутимым и слышимым щелчком. Это важно при сборке ответственных соединений — например, установке головки блока цилиндров двигателя.

Моментные ключи тоже бывают разными — например, Коломенский завод комплектует свои тепловозные и судовые дизели простейшим упругим ключом со шкалой, по ней надо внимательно следить. Немного об этих дизелях — здесь:

А если вас не оставило равнодушным упоминание Пирогова в начале — то по этой теме сейчас идут статьи у Дмитрия Фельдшера:

И регулярно о своей работе пишет Константин — Записки хирурга:

Случай из практики. Ты не такой как другие
Записки хирурга6 марта 2023

А о ремонте тонкой техники — вот где раздолье для четвертных головок — я читаю канал Ruslan Tarasevich:

Удаляюсь работать, до встречи!

Общее оглавление канала