Найти в Дзене
Строительный мир

Брошенный на произвол судьбы: «Римский виадук» России. Кто его построил?

Оглавление

Подобных мостов во всем мире осталось совсем немного — они отличаются своей особой архитектурой, напоминая внешне знаменитые древнеримские акведуки. Сохранился такой объект и в России — некогда он был одним из крупнейших железобетонных сооружений на континенте.

На пути из Москвы в Казань

В 1913-м с целью сокращения маршрута между Москвой и Казанью стартовало строительство 255-километровой стальной магистрали «Арзамас – Шихраны (Канаш)». Работы с самого начала шли медленно, и в ходе кампании сроки пришлось корректировать не раз.

© public domain (Фрагмент карты Министерства путей сообщений Российской империи, 1916 г. Линия «Арзамас – Шихраны» указана как строящаяся)
© public domain (Фрагмент карты Министерства путей сообщений Российской империи, 1916 г. Линия «Арзамас – Шихраны» указана как строящаяся)

Всеподданнейший отчет государственного контроля за 1915 год. — Петроград, 1916. — С. 171:

«На линии Арзамас – Шихраны успех работ не оправдал в полной мере первоначальных предположений; тем не менее, есть основания рассчитывать, что постройка будет окончена в течение второй половины текущего года... На 1 января 1916 года было исполнено около 80% земляных работ, до 88% каменной кладки труб, каменные опоры для железных мостов близки к окончанию, но постройка верхнего строения задерживается доставкой металлических пролетных частей».

В итоге, первые поезда прошли по железной дороге на этом участке лишь в 1918-м, а в начале следующего года ее сдали в постоянную эксплуатацию. На линии было построено несколько примечательных искусственных сооружений, одним из которых стал мостовой переход через речку Утку в районе деревни Мокры (Чувашия), поражающий своей величественностью и монументальностью. Глядя на него, будто переносишься в средневековье — похожие объекты строили сотни лет назад для доставки воды в населенные пункты. Длина виадука, как отмечается в большинстве современных источников, достигает 370 м, ширина — 4 м, а высота превышает 30 м. Однако как увидим ниже, автор проекта приводит несколько иные цифры.

© Barbariandeagle / CC BY-SA 3.0 (Мокринский железнодорожный мост, 2012 г.)
© Barbariandeagle / CC BY-SA 3.0 (Мокринский железнодорожный мост, 2012 г.)

Кто построил мост?

О том, кто именно спроектировал железнодорожный переход, до сих пор идут споры. Согласно одной из версий — немецкий инженер Гехард Шумахер. По другим сведениям — отечественный специалист Григорий Петрович Передерий. Последний в четвертом издании одной из своих книг, написанной для студентов, прямо говорит об этом и подробно описывает сооружение, приводя соответствующие чертежи (в той же работе за 1920 год объект лишь упоминается в списке «Замечательные арочные железобетонные мосты»).

© Передерий Г. П. Курс железобетонных мостов. — Л., 1930. — С. 134 (Чертеж моста)
© Передерий Г. П. Курс железобетонных мостов. — Л., 1930. — С. 134 (Чертеж моста)

Г. П. Передерий. Курс железобетонных мостов. — Л., 1930. — С. 134, 136, 138:

«Из русских виадуков приведем большой виадук длиною 396 м, построенный в 1917 г. по проекту автора на 595 версте линии Арзамас – Шихраны вместо высокой насыпи. Виадук имеет 12 пролетов по 19,4 м и 3 пролета по 23,74 м в свету. Наибольшая высота от подошвы рельса до обреза фундамента 24,13 м. Путь лежит на кривой радиуса 300 саж. На подъеме 0,006... Опоры заложены на опускных колодцах, так как строители нашли глинистые напластования грунта недостаточно надежными. Опоры бетонные, пролетные строения железобетонные... Оси моста в пролетах расположены по многоугольнику, вершины которого лежат на пересечении с осями быков... Изоляция состоит из двойного слоя джутового полотна, прикрытого от повреждения кирпичом, положенным плашмя».
© Передерий Г. П. Курс железобетонных мостов. — Л., 1930. — С. 135 (Чертеж моста)
© Передерий Г. П. Курс железобетонных мостов. — Л., 1930. — С. 135 (Чертеж моста)

Косвенное свидетельство, указывающее на авторство Передерия заключается в том, что Григорий Петрович, будучи молодым инженером, много путешествовал по Европе, набираясь опыта у западных коллег. В своих трудах он детально описывает некоторые мосты, возведенные на континенте в XIX в., уделяя особое внимание deCommeles — каменному виадуку, возведенному на линии Париж – Крей в 1850-х (служил по назначению до 1985-го). Именно этот объект, как считается, и вдохновил Передерия на проект Мокринского моста.

© public domain (Виадук deCommeles)
© public domain (Виадук deCommeles)

Последний упоминается среди работ отечественного инженера и в некоторых изданиях советского периода. Как пишет в одной из своих книг Лев Иванович Гумилевский, проекты виадуков, разработанные Передерием, в том числе на линии Арзамас – Шихраны, дали толчок к широкому применению в СССР железобетонных мостов, к которым раннее консервативные царские чиновники относились с недоверием.

© Rungi2 / CC BY-SA 4.0 (Мокринский железнодорожный мост, 2020 г.)
© Rungi2 / CC BY-SA 4.0 (Мокринский железнодорожный мост, 2020 г.)

Путаница возникла из-за того, что в некоторых документах строителем объекта все-таки назван Гехард Шумахер. Поэтому в современных источниках и встречаются оба имени, как правило, с указанием на две возможные версии относительно автора проекта. Однако некоторые исследователи отмечают, что немец лишь возглавлял стройку, а чертежи непосредственно виадука подготовил Передерий. И сомнений в последнем быть не может.

© Barbariandeagle / CC BY-SA 3.0 (Мокринский железнодорожный мост, 2012 г.)
© Barbariandeagle / CC BY-SA 3.0 (Мокринский железнодорожный мост, 2012 г.)

Разрушается под натиском времени

В конце 1960-х проводился капитальный ремонт объекта, а в 1986-м примерно в километре от него с целью спрямления железной дороги возвели новый мост. С тех пор поезда по старому сооружению не ходят — пути демонтированы. Несмотря на то, что объект признан памятником истории и культуры, он, к сожалению, по сути заброшен и попросту разрушается под натиском времени.

© Panoramio Contributor Imploid / CC BY-SA 3.0 (Мокринский железнодорожный мост, 2020 г.)
© Panoramio Contributor Imploid / CC BY-SA 3.0 (Мокринский железнодорожный мост, 2020 г.)

Тем не менее этот уникальный виадук, изображенный на гербе Чагасьского сельского поселения, по-прежнему привлекает множество туристов с разных регионов России. К тому же под мостом находится святой источник и оборудована купель.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  1. Всеподданнейший отчет государственного контроля за 1915 год. — Петроград, 1916. — С. 171
  2. Гумилевский Л. И. Мастера техники. — М.-Л., 1949. — С. 165-170
  3. Иванов М. Мост, который построил Шумахер // grani21.ru
  4. Передерий Г. П. Курс железобетонных мостов. — Петроград, 1920. — Издание II. — С. 90
  5. Передерий Г. П. Курс железобетонных мостов. — Л., 1930. — Издание IV. — С. 134-138
«Одно из замечательных сооружений России»: от восторгов и золотой медали до сдачи в металлолом
Строительный мир27 июня 2022