Найти тему
Сергей Кудряшов

Путь к правильному звуку или лирика

Сегодня немного лирическое :) отступление.

Это продолжение всего предыдущего, которое есть здесь.

Стоша овнозад. Тихона пальцем. Скрипка-лиса. И много всего такого же интересного слышали мы обычно... исключительно из-за ужасного качества звуковоспроизведения этих "гениальных" (а иногда и гениальных, но это редко) произведений. Паршивый источник, ещё более ужасное усиление, чудовищное воспроизведение динамиками, которыми только туалетные звуки воспроизводить. Понятно, что если певец поёт невнятно (что бывает редко, но все мы помним беззубого пи… э-э-э… нетрадиционала), то это не спасёт никакое качество звучания. Но обычно проблема в воспроизведении. Бум-бум-бум, бдзынь, бдзынь, а остальное тонет в общей каше. У меня главная проблема в том, что я это всё слышу :) Звуковоспроизводящий тракт выше среднего уровня позволяет слышать всё и всегда. Тот, что собран у меня - как раз выше среднего. До высокого там ещё вкладывать и вкладывать, причём не килорубли, а килобаксы. И немало. А т.к. любовником правнучки Рокфеллера я пока не стал (и, сдаётся мне, вероятность этого мала), то довольствуюсь тем, что ещё относительно недорого и уже звучит так, как хотелось бы.

Существует закономерность 80/20. Т.е. 80% результата за 20% стоимости. А достижение оставшихся 20% как раз и выбирает оставшиеся 80% средств. А в случае погружения в хай-энд это не 80%, а все 1800, а то и 180000. Потому что все хотят навариться на этой золотой жиле, впаривая провода по десять тысяч баксов и прочие интересные и ещё более дорогие прибамбасы. Например, проигрыватель винила за 1,5 миллиона рублей (без головки, которая сама стоит ещё миллион) - вполне себе норма, причём, не самая дорогая, ибо есть и такое. Особо «радует» цена.

И в гробу я видел эти изыски, даже в том случае, если бы смог их оплачивать. Поэтому я на своих 80% результата вполне могу получать удовольствие от прекрасного воспроизведения восхитительных записей. Которые вопроизведены куском алмаза по куску пластика :)

К слову, про чисто аналоговую музыку. Она реально закончилась примерно в середине 80-х. Именно тогда появились высокоуровневые (ну, тогда - относительно) профессиональные цифровые системы, которые позволяли делать сведение и мастеринг без потери качества, а так же внесения дополнительных шумов и фона.

И в чём тогда разница между винилом и CD в этих условиях? Всё просто. CD это урезанный в угоду формата звук (да, качество высокое, но всё же урезанное), а на запись на винил всегда (я про хорошие студии грамзаписи) шла и идёт самая высокоуровневая (и по битности, и по битрейту) цифра из возможных. Так называемый хай-рез (Hi-Res). И именно поэтому или надо искать этот хай-рез (а найти его сложно, студии берегут свои секреты), потом покупать высокоуровневые ЦАП-ы (которые стоят денег временами больших, чем весь остальной тракт) и наслаждаться высокоуровневой цифрой, или... поставить виниловый диск на проигрыватель, и получать практически тот же результат :) Понятно, если проигрыватель с головкой позволяет.

И пластинки выпущены на практически всю мыслимую музыку. Например, сейчас у той же Тейлор Свифт (современная американская певица, очень известная, но не у нас)

последний альбом в диких количествах раскупается именно на виниле, хотя все остальные способы послушать все в наличии.

Это не значит, что винил победит, но есть ощущение, что он может пережить все современные носители звуковой информации :)

Про искажения.

Как известно, самое большое количество искажений выдают... динамики акустических колонок. И с этим не сделать ничего. Их (искажения) можно уменьшить до относительно вменяемых величин, но убрать нельзя. Сам принцип не позволяет. Но если есть дополнительные искажения (гармонические, нелинейные и прочие) в головке, корректоре, усилителе, паршивых проводах, то динамики со всем усердием их воспроизведут. Вот и бьются инженеры за уменьшение искажений до колонок, и нередко они достигают исчезающе низких величин. Например, у моего Сансуя КНИ (коэффициент нелинейных искажений) 0,008%, на диапазоне 10 Гц-20 кГц и 0,003% на 1 кГц. Общие гармонические искажения 0,008% или меньше (10Гц - 20кГц), интермодуляционные искажения 0,008% или менее. Воспроизводимые частоты от 3 Гц до 70 кГц и разделение каналов 90 дБ вообще норма, а остальные характеристики тоже зашкаливают, например коэффициент демпфирования 100.

И это хоть и не средний, но не самый топовый усилитель тех времён.

А если взять лучший советский усилитель Бриг-001 первых выпусков, то видим:

Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 25000 Гц,

Коэффициент гармоник в диапазоне 40–16000 Гц: 0,1 %,

Коэффициент интермодуляционных искажений: 0,15%,

Переходное затухание между каналами в диапазоне 250-10000 Гц: 40 дБ,

Коэффициент демпфирования в диапазоне 20-25000 Гц: 20.

Разница... колоссальная.

И всё это слышно. Ну, мне :)

Я про что? Есличо, ищите СВОЙ звук. Потому что уши у каждого разные, и кто-то не поменяет свой любимый Бриг на этот некошерный Сансуй...

Продолжение здесь.