Продолжение эпопеи, предыдущая часть вот здесь.
Коротко пройдусь по "тёплому ламповому" и "холодному транзисторному" звуку.
Отличаются они тем, что в ламповых системах, в основном, подчёркиваются чётные гармоники (про гармоники можно прочитать здесь, где описано довольно понятно и коротко), что воспринимается человеческим ухом как "тёплое" окрашивание, а ранние транзисторные системы подчёркивали нечётные, причём, высокого порядка, особо неприятных на слух.
Поэтому сверхпростые ламповые схемы, выдавая дикие искажения, и имеющие сильно нелинейную АЧХ, кажутся на слух интересными. А простые транзисторные - неприятными.
Вопрос лишь в том, что уже к середине 70-х транзисторное звукоусиление смогло избавиться от значительного количества своих недостатков ("холодность" и неприятность звука), сохранив все свои достоинства (долговечность, малое потребление энергии и несильный нагрев). Ламповые же остались, как есть, т. е. хрупкими, жрущими энергию, как не в себя, с небольшим сроком службы ламп, греющиеся, как печки. Существуют схемы, где устранены и искажения, и нелинейность АЧХ, но они очень сложные (для ламповых) и жутко дорогие. Хай-эндщики, конечно, прутся с лампы (к слову, в гитарных усилителях, они вполне в тему, т. к. являются дополнительным вкладом в звук в режиме перегруза), а все остальные спокойно слушают транзисторные усилители (усилители на микросхемах (те, которые именно мощники на микросхемах, хороших предов на них достаточно) оставлю за скобками, т.к. среди них я не слышал ни одного, которые меня устраивает по качеству воспроизведения). Я сравнивал хорошие транзисторные усилители и относительно приличные ламповые. И не услышал чего-либо, что заставляет бросать всё, и переходить на лампу. Да, в предварительных усилителях и корректорах лампа временами вполне к месту, но усилители мощности... Там, на мой взгляд (слух) всё так себе. Но, опять же, слух у всех разный, а хай-энд головного мозга поразил немало ищущих своего личного звука.
Добавлю небольшие новости из своего поиска правильного звука.
1. Случайно попалась и куплена (наконец-то?) давно вожделеемая головка Sony XL-45. С родной X-овой (лайн контакт, аналог шибаты) вставкой (были ещё вставки с эллиптической заточкой, те менее интересны, хотя и звучат с 45-й лучше, чем с 35-й, в т.ч. и из-за более мягкого подвеса). И, самое главное, в сказочно хорошем состоянии, судя по всему, с малым пробегом.
Первое впечатление - звучит совсем по-другому. Нет той мясистости и драйва, как у 35-й, но зато верха воздушные и крайне точные. И вообще весь диапазон строже по воспроизведению. Но, помня о том, что головку надо оценивать только после того, как она разыграется, подожду, в т. ч. того, на чём играть. К слову, у фирмы Сони была интересная традиция рисовать на вставках значок, обозначающий заточку, от которой они в начале 80-х отказались...
Круг - сферическая:
Эллипс - эллиптическая:
Ромб - лайн контакт (сложная заточка, аналог шибаты):
2. Вопрос с проигрывателем надо было решать. Самое логичное было бы купить в отличном состоянии и радоваться жизни. Но... за кого вы меня принимаете, за нормального, что ли?
Правильно! Я опять купил неисправный проигрыватель :) Точно такой же, Sony PS-X50, в расчёте на то, что снаряд дважды в оду воронку не падает (на самом деле - падает, но нечасто), а есличо, у меня есть свой на запчасти.
Мастер опять показал класс (за вполне себе соответствующие деньги, но не жалко ни на результат, ни хорошему человеку) и восстановил ещё один закисший проигрыватель, особо порадовало, что тонарм, похоже, в порядке и таких приколов, как с предыдущим, больше не будет. Вот список от него, что было сделано:
1. Обслуживание двигателя.
2. Ремонт завальцованного (удар, время, диффузия) микролифта.
3. Ремонт автоматики (всех узлов с полным разбором) восстановление (замена) сломанных деталей автоматики (добавлю от себя, сломанные шестерни нашлись в таком же, остатки которого лежали на запчасти у мастера).
4. Обслуживание тонарма с разбором, промывкой подшипников.
5. Чистка, мойка, смазка всего, вплоть до кабелей и проводов (понятно, что провода не смазывались, тоже добавление от меня).
6. Чистка и мойка плат, переменных резисторов, прокладки под транзисторы, проверка на микротрещины.
7. Мойка и чистка кнопок.
В общем, возрождение, как оно есть.
Аппарат выглядит красивее моего нынешнего, и, скорее всего, всё меня устроит (отсутствовал противовес и мастер нашёл аналогичный, и, с привлечением токаря, его подогнал. Если не знать, то выглядит, как то, что всегда было на этом месте), когда он всё же приедет. С приездом всё затянулось по разным причинам (может, опишу, как придёт, этот двухмесячный квест :) ).
Обошлось всё это недёшево, но опять дешевле, чем купить такой в хорошем состоянии (и который всё равно не грех обслужить, всё же 44 года технике, что тоже деньги, разве что меньшие).
Итого, всё ждёт своего окончания :)
Продолжение здесь.