Артемизия Джентилески (1593–1653) — итальянская художница эпохи Барокко. Она была первой женщиной, принятой в академию живописи. Но судьба ее сложилась совершенно не благоприятно. Рассказываем, что пришлось пережить художнице.
Детство Артемизии
Отцом девушки был художник, а мать же умерла, когда девочке было всего лишь 12 лет. Судя по всему, отец Артемизии был мрачным и деспотичным, поэтому воспитывал ее в строгости, но при этом давал ей уроки живописи. Артемизия проявляла трудолюбие, а ее рисунки были не по годам точными и зрелыми.
Отец, кстати, не надеялся, что дочь будет помогать ему в мастерской писать картины. Он научил дочь правильно писать светотень, как это делал Караваджо, но дальше углубляться не мог и не хотел, да и стиль его картин был несколько иной — мягче и возвышенней, без натурализма.
Изнасилование
Однажды в Рим, где жили Орацио и Артемизия, приехал флорентийский художник Агостино Тасси. Он получил выгодный заказ на роспись и позвал отца Артемизии помочь ему. Отец же привлек к работам дочь.
Впоследствие она стала ученицей Тасси. Все было благополучно, но однажды Агостино решил изнасиловать Артемизию. Обычных девушек такой поступок расстроил бы, но и заставил бы смириться, поскольку правосудия они требовать не могли. Артемизия же жаждала возмездия.
Она решила обратиться в суд, из-за чего пришлось подвергнуться очень унизительным процедурам осмотра. Приходилось неоднократно повторять перед свидетелями во всех подробностях. Её даже подвергли пыткам, поскольку тогда было принято считать, что лишь показания данные под пытками имеют вес.
Артемизия смогла добиться своего: Агостино получил год тюрьмы, и она больше никогда с ним не виделась. Именно так рассматривают эту историю все сторонники феминизма, хотя на деле всё было несколько иначе и этому есть доказательства и соответствие простому здравому смыслу.
Месть в работах
Некоторые историки считают, что никакого изнасилования на самом деле не было: якобы Артемизия была влюблена в насильника, а отец, посчитавший поступок дочери портящим его репутацию, решил таким образом оправдать свое доброе имя.
Тем не менее, свое недовольство и оскорбленность художница выражала во многих своих работах. Первой такой стала работа «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Себя она представляла в роли Юдифь, а Тасси — в роли Олоферна. Очень впечатляет экспрессия и хладнокровие, с которым героиня картины совершает убийство Юдифь.
Удачное замужество
Спустя всего лишь месяц после суда Артемизия вышла замуж за Пьерантони Стиаттези. Вместе с ним она уехала во Флоренцию. В то время город был центром наук, а потому умная и талантливая Артемизия вдохновлялась им. Во Флоренции у неё даже появился влиятельный покровитель — Козимо Медичи. Но работа на покровителя для девушки все равно носила определенный оттенок осложнения: краски приходилось покупать ее мужу, а сама художница не имела права писать серьезные работы. Артемизия могла писать только портреты или натюрморты.
Спустя несколько лет такой жизни умер Козимо Медичи. Артемизия осталась без покровителя. За этим последовала и кончина двоих ее детей. В Риме ее уже ничего не держало, поэтому Артемизия решила вернуться в родной дом.
Отец принял дочь с холодом, но ее этот факт нисколько не расстроил. К тому времени Артемизия уже была знаменитой личностью, которую узнавали на родине. У художницы появилось обилие заказов и много денег, которых хватило на постройку собственного большого дома. Правда, мужу надоело быть всегда в тени своей жены, и они расстались полюбовно, без серьёзных взаимных обид. И это было уже не важно, слава Артемизии росла, короли европейских государств звали её к себе, обещали осыпать золотом.
А как вам история Артемизии? Правда вдохновляющая?