Друзья, СлонУм собрал самую непростую и заковыристую лексику из курса русского языка, с которой сталкиваются шестиклассники. Разбираемся, как происхождение слов влияет на их правописание.
1. Алюминиевый
✔️ Происхождение
Прилагательное образовано от существительного алюминий, из лат. alumen — «квасцы».
📌 Суффикс –ев– диктует правила
Обратимся к морфологическому составу: по происхождению ясно, что алюминий — корень, несущий лексическое значение. Согласно нормам русского языка, с присоединением суффикса корень не урезается, поэтому гласный и не выпадает.
Если прислушаемся, поймем, что и й — [й’], [j’] — в конце корня остался на своем законном месте. Теперь этот звук выражен буквой е: алюмини[й’и]вый.
2. Вестибюль
✔️ Происхождение
Происходит от французского vestibule (vestible) — «передняя», которое в свою очередь образовано от латинского vestibulum — «площадка перед домом».
📌 Иностранным словам — заморская грамота
Слова, пришедшие в русский из других языков, зачастую звучат для нас сложно, непонятно… И неспроста. Дело в том, что правила, по которым мы пишем и читаем такие слова, в большинстве случаев приходят в наш язык вместе с лексикой.
Часто заимствованные слова сохраняют нормы языка-источника.
3. Дощатый
✔️ Происхождение
От праславянского dъska образовалась известная нам доска, а от нее — относительное прилагательное дощатый.
📌 «Ск»–«сч»–«щ»
Желание написать «сч» вполне логично и объяснимо: так, например, пишется слово песчаный. Оно происходит от слова песок, в котором между «с» и «к» затесалась гласная «о».
В словах с чередованием «ск»–«щ» в конце корня пишется «щ» (сравним: воск-вощаной, искать-ищу).
4. Искусство
✔️ Происхождение
«Искусство» родственно словам искушать, искушение и через них — старославянскому куси́ти — «пытать», «познаваться». «Искуси́ти» значило «подвергнуть испытанию»; «искусство» — «умение испытывать». Позже слово стало синонимом для «художество».
📌 Стык морфем
Современный корень «искусства» — –искусств–, однако изначальным вариантом было –искус–. Когда к нему добавился суффикс –ств–, образовался так называемый стык морфем: две «с» идут подряд и относятся к разным частям слова.
5. Претворить
✔️ Происхождение
Этимологически корень –твор– имеет значение, связанное с идеей творения, создания, созидания (вытворять, натворить, притворяться, сотворение, творение, творить). Родственным к нему считают готское taujan — «создавать».
📌 Все дело в значении
Именно в таком «творческом» смысле мы используем слово претворить.
6. Притворить
✔️ Происхождение
Корень –твор– звучит точно так же, но означает абсолютно иное. Он выделяется в словах затворить, притворить, створка, раствор и словах, образованных от данных.
📌 Как не перепутать
Подставьте вместо проверяемого «притворить»/«претворить» простое «прикрыть». Подходит? Пишем «и».
Сравним:
- Кто претворил (не «прикрыл») грезы и мечтания в живую, реальную действительность?
- Он хотел притворить (= «прикрыть») входную дверь.
Теперь вы знаете о самых каверзных словарных словах за 6 класс. «Предупрежден — значит, вооружен», правильно? Расскажите об этой лексике ребенку, и…
Закрепите полученные знания!
1️⃣ Тренажер словарных слов за 6 класс
Попробуйте современный подход к изучению словарных слов: короткие тренировки в игровой форме, основанные на мнемотехниках.
⚡Тренажер доступен по ссылке: https://words.slonum.ru/6-class.
2️⃣ Словарный диктант по видео
Устройте контрольную проверку прямо у себя дома! Все, что нужно — ручка и лист бумаги.
Включите видео и предложите ребенку записать слова под диктовку.
3️⃣ Полный список словарных слов за 6 класс
В курсе русского языка немало коварной лексики. Чтобы узнать о сложных словах, которые не вошли в нашу подборку, рекомендуем себе сохранить весь список.
🔸 Скачать в PDF: https://words.slonum.ru/download/6.
Подписывайтесь на СлонУм, чтобы не пропустить полезные материалы об обучении детей и быть в курсе выхода новых крутых тренажеров!
Это интересно:
✦ До сих пор поздравляете с «днем рождением»? Давайте говорить грамотно!
✦ 10 каверзных фразеологизмов из ЕГЭ
✦ Тест по русскому языку. Сможете написать эти 10 словарных слов без ошибок?