Найти тему

Дело будет шито-крыто? Рассказываем, как защититься от телефонных мошенников

Оглавление

В прошлом году 67% россиян столкнулись с телефонным мошенничеством, еще треть получали фишинговые письма, с помощью которых выманивают конфиденциальную информацию. В третьем квартале того же года телефонные мошенники украли у граждан России 4 млрд руб. Как это ни прискорбно, для большинства преступников ответственность никогда не наступит. И даже если дело все-таки дойдет до суда, вероятность возврата денег - крайне низкая. Пока что способы противодействия злоумышленникам, активно разрабатываемые в РФ, работают не на 100%. Разберемся в вопросе вместе.

Дело будет шито-крыто? Рассказываем, как защититься от телефонных мошенников
Дело будет шито-крыто? Рассказываем, как защититься от телефонных мошенников

Украденный телефон и списанные деньги

У Давида Мельникова украли телефон и взяли от его имени кредит 400 000 руб., используя мобильное приложение банка. Эти средства были переведены на счета третьих лиц. Мужчина написал заявление в полицию, после чего было возбуждено дело по ч. 3 ст. 158 УК о краже в отношении неустановленного лица. Кроме того, потерпевший обратился в суд с целью признания кредитного договора недействительным. Три инстанции отказали в удовлетворении исковых требований, так как договор заключили посредством мобильного банка, что свидетельствовало о том, что это мог сделать или сам Мельников, или какой-то другой человек с согласия владельца гаджета, или кто-либо из-за разглашения доступа к приложению.

В итоге гражданин Мельников был вынужден обратиться в Верховный суд, который отметил следующее: когда кредит берется дистанционно, банки должны принимать повышенные меры предосторожности. Особенно, если клиент подал заявку на оформление сделки, а потом распорядился перевести денежные средства третьим лицам. В данном случае нижестоящие инстанции не подвергли необходимой оценке действия банка, когда тот в удаленном порядке заключил договор с клиентом и сразу же перевел деньги на другие счета. Дело направили на новое рассмотрение в Мосгорсуд.

История, которую мы рассказали, скорее, исключение из правил. На практике же большая часть дел о телефонном мошенничестве не идет дальше стадии предварительного расследования. А споры, доходящие до суда, как правило, заканчиваются отказом в удовлетворении иска.

Способы обмана

Для защиты жителей страны от преступников в январе 2023 года президент поручил правительству и ЦБ разработать специальный механизм компенсаций клиентам банков, потерявшим деньги в результате мошеннических действий.

Работать необходимо не только с законодательством, но и с гражданами. Поскольку несмотря на то, что многие схемы обмана давно известны, люди по-прежнему доверяют преступникам и теряют свои средства.

Давайте, рассмотрим, как действуют преступники чаще всего:

  1. Притворяясь телефонными операторами, мошенники сообщают жертве о взломе личного кабинета. Они просят человека ввести на смартфоне особый код для защиты персональных данных. Этот код в действительности перенаправляет уведомления и звонки на другой номер, через который мошенники в итоге получают доступ к мобильному банку.
  2. Якобы сотрудники банка предупреждают о попытке снятия наличных через банкомат или просят подтвердить оформленный кредит. Таким образом они пытаются выяснить данные банковской карты и крадут с нее деньги.
  3. Преступники представляются как сотрудники правоохранительных органов, рассказывают о подозрительных транзакциях по банковским счетам и таким путем выманивают о них сведения.
  4. Обманщики сообщают о беде, случившейся с близким человеком. Тихий голос на фоне шума сообщает жертве, что ее родственнику нужна помощь. Чаще всего говорится о взятке, которую надо дать, чтобы вызволить его из полиции. Речь может быть бессвязной для имитации волнения, а связь — прерывистой – чтобы создать ощущение срочности.
  5. «Банковские сотрудники» звонят в WhatsApp или Viber, сообщая о выигрыше в лотерее. Также в мессенджеры или на e-mail приходят аналогичные сообщения. Обрадованный пользователь в попытке получить выигрыш или подарок, сам того не зная, отдает доступ к своему аккаунту.
  6. Мошенники присылают сообщение с просьбой перезвонить на указанный номер (как правило, такой звонок оказывается платным и очень дорогим).
  7. На телефон приходит СМС, в котором написано, что на банковский счет или телефонный номер жертвы были по ошибке переведены деньги. Автор сообщения просит их вернуть. А если человек никак не реагирует либо отказывается, ему начинают угрожать полицией.

Новые виды мошенничества

Из-за антироссийских санкций и ухода из страны иностранных компаний у злоумышленников появились новые сценарии. В частности, приглашение принять участие в распродаже товаров востребованного уходящего зарубежного бренда. Мошенники звонят жертве, представляются сотрудниками H&M или IKEA и во время разговора скидывают ссылку якобы для получения корпоративной скидки. На самом деле ссылка ведет на фишинговый сайт, перейдя на который, жертва оставляет данные своей банковской карты. Есть и более простой вариант той же самой схемы: человеку «предоставляют уникальную возможность» участвовать в закрытой распродаже всего за несколько тысяч рублей.

Также распространены звонки от мошенников, которые, представляясь сотрудниками банка, призывают клиента перевести имеющиеся средства на некий «безопасный» счет с целью защиты от риска потери денег из-за санкций либо отключения от SWIFT.

Еще одна новая схема, обнаруженная в прошлом году, — это «похищение» телефонных номеров. Она существенно усложняет поиск преступников. С помощью специальных программ злоумышленники получают доступ к чужим номерам и затем используют их для звонков. К слову, красть номера могут и у обычных людей, и у государственных структур. В итоге жертвы обвиняют в обмане совершенно невинных людей. Для борьбы с таким видом мошенничества Роскомнадзор запустил специальную платформу под названием «Антифрод». Подключившиеся операторы (пока это «Мегафон», МТС и «Вымпелком») с ее помощью верифицируют номера, проверяя их подлинность. Если выясняется, что мошенник использует подменный номер, его звонок/сообщение тут же блокируются.

Почему так сложно наказать обманщиков

К сожалению, если мошеннику удалось кого-то обмануть, будет непросто найти и наказать преступника. Как правило, все ограничивается возбуждением уголовного дела в отношении неустановленных лиц, однако вернуть украденные средства не получается. Происходит это по нескольким причинам:

  • злоумышленники находятся за пределами РФ;
  • отсутствуют доказательства, что данные карты были переданы под влиянием обмана, а не добровольно (например, нет аудиозаписи звонка);
  • расследовать данное преступление сложно с технической точки зрения.

Наиболее действенный способ защиты от телефонных мошенников в настоящее время — это профилактика. Ей занимаются соответствующие государственные ведомства. В том числе, они разрабатывают памятки и расклеивают их в общественных местах.

Чтобы обезопасить себя, не нужно отвечать на звонки с незнакомых номеров и сообщать посторонним людям данные банковской карты.

Сервис Юрист24
Сервис Юрист24

Вопрос эксперту: что делать, если вы стали жертвой обмана

Мы спросили у ведущего юриста ЕЮС Черкасова Олега Витальевича, что делать, если человек все-таки стал жертвой телефонных мошенников.

В первую очередь, следует подать заявление в банк об отмене операции и блокировке карты, попытаться узнать сведения о получателе денег. Это необходимо сделать в тот же или на следующий день, когда была произведена незаконная операция (ч. 11 ст. 9 ФЗ от 27.06.2011 №161). Затем подайте заявление в полицию для того, чтобы зафиксировать правонарушение. Если вам удалось выяснить личность злоумышленника, можно подать на него в суд гражданский иск о необоснованном обогащении. Также лучше дополнительно написать заявление о принятии обеспечительных мер в виде ареста имущества на сумму иска.

Кроме того, вам надо признать кредитный договор недействительным, подав иск к банку и сообщив, что деньги получили мошенники. Если по вашему телефону в банк позвонил мошенник и оформил кредит на ваше имя, нелишним будет провести экспертизу речи и голоса (вы можете сделать это самостоятельно либо ходатайствовать об этом в суде). Также не забудьте пожаловаться на номер мошенника телефонному оператору, чтобы спасти других потенциальных жертв.

Если вы хотите задать больше вопросов по теме, обращайтесь за консультацией к юристам els24.com. А чтобы чувствовать себя защищенными во всем, что касается правовых вопросов, подключайте годовую юридическую поддержку сервиса. Наши специалисты работают 24/7 и помогут в любой ситуации.

В комментариях расскажите, сталкивались ли вы когда-нибудь с телефонными мошенниками, и чем все закончилось!

#телефонныемошенники